Людмила Вязмитинова – и поэт, и критик, и еще культуртрегер
Скриншот трансляции
Юбилей – это аврал и веха в одном флаконе. В общем, мероприятие хлопотное и в чем-то грустное, в чем-то радостное, а получится ли оно интересным – дело организации. У Людмилы Вязмитиновой, проведшей свой юбилейный бенефис в Зверевском центре современного искусства, это получилось, тем более в послековидное время все рады встретиться и отметить что-то стоящее. В первой части гостям, пришедшим поздравить поэта и критика, была представлена музыкально-поэтическая программа: Вязмитинова читала стихи под музыку, подобранную и исполняемую дуэтом «Апрель» (Юрий Берг и Николай Рында), сверх того они исполнили две песни, написанные ими на стихи бенефициантки.
Чтение стихов Вязмитинова перемежала блицрассуждениями о жизни и творчестве – в высшей степени нестандартными. «Ничего не бойся, – говорила она. – Иди туда, где тебя ждет твой страх». Это даже не «клин клином». Такая личностная отвага, отсылающая к строкам Высоцкого («Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!»), должна привести к «вечному обновлению» (не путать с «вечным возвращением»). А затем Вязмитинова сделала «ход конем», заявив, что стихи «раздувают в поэте личностное Я», препятствуя тем самым достижению смирения перед Высшим, а это важно, потому что поэт прежде всего человек. Глубоко и неожиданно! Объем бытия достигается при помощи парадоксов и сопряжения противоположностей. Еще один важный тезис, проговоренный Вязмитиновой, – необходимость «выходить за пределы литературы». Это чисто авангардный подход к творчеству. Зачем умножать сущности, копируя то, что уже было? Надо выходить за пределы мыслимого, искать новое.
Во второй части мероприятия стихи Вязмитиновой читали гости. Это создало полифонию восприятия ее стихов. Выступили Александр Бубнов (вручивший юбилярше почетный диплом своего Фестиваля литературного эксперимента), Валерия Исмиева, Елена Темченко, Елена Семёнова, Кирилл Марков, Николай Архангельский, Дмитрий Гвоздецкий, Мария Попова и другие поэты. Поскольку гости праздника заранее не оговаривали свое выступление, некоторые стихи прозвучали дважды. Видимо, они и были лучшими, поскольку понравились разным людям. «Небо синее-синее выжжет тебе глаза,/ чтоб в глазницах могли прорасти оконца./ И тогда ты увидишь – если поедешь назад,/ что ты сделал черным мое золотое солнце.// Сколько колосьев не вызревших там и тогда,/ в поле, распаханном – не тобою…» Внимательное ухо расслышит здесь аллюзию на Мандельштама («И вчерашнее солнце на черных носилках несут»). Поле русской поэзии, выражаясь языком Вязмитиновой, «распахано» до такой степени, что порой сложно «не наступить» на какую-нибудь строчку классика. Но бояться этого, полагаю, не следует.
Людмила Вязмитинова умеет удивлять. Вот, например, в недавнем интервью она сказала, кому из современных поэтесс поставят памятники. Обычно говорят «они достойны памятника». Людмила же обошлась без предположений и сослагательного наклонения. «Им будут поставлены памятники» (Елене Кацюбе и Нине Искренко). Вязмитиновой свойственны упорство и целеустремленность, честность, профессионализм и понимание происходящего в литературном процессе. Она всегда ставит перед собой большие цели и помнит о «гамбургском счете». Культуртрегеры – а Людмила Вязмитинова еще и культуртрегер – это «города-государства» литературного процесса. От них исходит внутреннее сияние, вокруг них вращаются планеты. «Золотое солнце» поэта, критика и культуртрегера Людмилы Вязмитиновой – в самом зените. Пожелаем ей оставаться верной своему жизненному кредо. Ну и, конечно, здоровья, энергии, новых свершений.
комментарии(0)