Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина. Экспонат выставки |
Несмотря на относительно небольшой размер экспозиции, организаторам удалось показать самые разные сферы творчества художника, включающие произведения театрально-декорационного искусства, работы в области книжной иллюстрации, живопись. Выставка получилась камерной и вместе с тем очень изысканной.
В раздел посвященный пейзажу – излюбленному жанру Бенуа, – вошли работы с видами Версаля и многочисленных мест, в которых жил и по которым путешествовал художник. Среди них – впервые представленный «Альпийский пейзаж в окрестностях Люцерны» (1936) из собрания Дома русского зарубежья. Нельзя также не отметить и замечательную акварель, написанную художником на юге Франции «Вилла Баньол» (Кассис), полную света, солнца, красоты. Она словно открытое окно, из которого веет запахами трав и цветов Средиземноморья.
Представлены также книги, оформленные Бенуа, – один из экземпляров «Азбуки в картинах», уникальные коллекционные издания «Медного всадника» и «Пиковой дамы» Александра Пушкина и различные журналы с репродукциями акварельных работ. Интерес у зрителей должен вызвать роскошный том «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», широко известный благодаря тому, что аналогичный экземпляр этой книги председатель правительства Дмитрий Медведев подарил президенту Владимиру Путину на его 60-летие в 2012 году.
Особый раздел выставки – театральный. Здесь представлены многочисленные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам Сергея Дягилева, эскизы костюмов и декораций к балету «Щелкунчик» («Русские сезоны») и к балетам «Жизель», «Свадьба Амура и Психеи», опере Джакомо Пуччини «Богема» и пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ».
Один из самых ярких экспонатов выставки – платье, сшитое в 1974 году в Швейцарии из ткани, выполненной по эскизам Александра Бенуа, в котором Наталья Солженицына была на приеме после вручения Нобелевской премии Александру Солженицыну.
Не меньший интерес вызывают и портреты Александра Бенуа, созданные Львом Бакстом, Анной Остроумовой-Лебедевой и Георгием Верейским, а также замечательный эскиз портрета Сергея Иванова «Бенуа в халате» (1944).
Значительное место на выставке уделено редким фотографиям, письмам и книгам из личной библиотеки Бенуа с его многочисленными комментариями и пометками. Так, например, в Каталоге картинной галереи Эрмитажа есть пометка о том, что работа нидерландского художника XVII века Адриана ван Остаде «Крестьянское семейство» – это зеленая, лубочная подделка, а картина Рембрандта «Девушка с метлой» около 1930 года была продана Меллону, с тех пор находится в Ватиканском музее.
Все это позволяет не только лучше понять творчество Леонардо да Винчи эпохи Серебряного века, как метко окрестил художника Михаил Сеславинский, но и глубже проникнуть в его мир мыслей и чувств.
Выставка продлится по 27 сентября 2020 года.
комментарии(0)