О творчестве Ольги Ильницкой (слева) говорили Станислав Айдинян (в центре) и Александр Карпенко. Фото Людмилы Вязмитиновой
В помещении Московского союза литераторов прошла первая после длительного периода исключительно онлайновых мероприятий он/офлайновая встреча «LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД». Она была посвящена творчеству писательницы Ольги Ильницкой и построена в виде модерируемого куратором клуба Людмилой Вязмитиновой разговора на тему «Писатель–издатель–читатель». Отправным материалом для разговора стала недавно вышедшая книга стихов Ильницкой «Сгущение жизни – мое ремесло».
Собралось довольно много народу – как в зале, так и на экране планшета, находившегося в центре этого зала. Реальная и виртуальная части аудитории действовали согласованно – каждый говорил о своем, но в целом был как бы составлен коллективный портрет Ольги Ильницкой, человека неординарного, мистика и провидца, хрупкого и ранимого, как и многие поэты, но, как немногие, готового до последнего биться за свои идеалы. Сама Ольга поведала об истоках своего творчества и о «гамбургском счете» приверженности высокой литературе, которому она верна всю свою нелегкую жизнь – вплоть до сегодняшнего дня.
Она продемонстрировала первый коллективный сборник одесского литобъединения, в котором начиналась ее литературная деятельность. Круг ее интенсивного общения тех лет составляли Глеб Павловский, Константин Ильницкий, Вячеслав Килеса, Михаил Гефтер, Юлий Михайлик, Рита Бальмина, Петр Межурицкий, Белла Верникова, Павел Лукаш и др. Именно тогда началось «сгущение жизни» – с изломов судьбы и осознания своей особенности в нашем прекрасном, но часто таком жестоком мире.
Станислав Айдинян, коллега Ольги по редколлегии журнала «Южное сияние», много и увлекательно говорил об «одесситстве» Ильницкой – как о факторе, повлиявшем на становление ее как поэта. Говоря об издании книг за свой счет, он сказал, что это нормально, поскольку дает автору свободу высказывания. Это делали и такие великие поэты, как Блок и Цветаева. Другой вопрос, что книг в их время выходило немного и каждая попадала в поле зрения критиков. Автор этих строк процитировал творческую максиму Ильницкой «За жизнью надо ходить!» и отметил, что стихи являются «секретными материалами души поэта». Находившаяся в Праге Ирина Силецкая из окошка Zoom говорила о превосходном качестве стихов Ольги, особенно отметив поэму «Полоса прилива»: «О, баловница, чудо, девочка,/ «жизняночка и умиранка!»/ Быть может, главное у неба/ твоя игрушечная ранка!» Неоавангардист Александр Бубнов, препарируя один из текстов Ильницкой, читал его снизу вверх. Активно выступали также Искандер Арбатский, Алла Черноиваненко, Андрей Краевский и Емельян Марков, который, взяв отдельные строки Ильницкой, составил из них цельный текст. Ранее он проделывал это со строками Мандельштама и считает, что это возможно сделать только с очень качественными текстами.
Компанию согрели своим присутствием многолетние друзья Ольги – Сергей Белорусец, Эвелина Шац, Екатерина Турчанинова, Ольга Ладохина и др. Люди так устали от вынужденной самоизоляции, что были счастливы посмотреть друг другу в невиртуальные глаза.
комментарии(0)