Взгляд Марлены Мош обращен к поэзии, но и музыка – рядом, за спиной… Фото автора |
Марлена посвятила себя профессиональному певческому искусству и в этом качестве известна не только в Москве и России, но и в Европе, Америке, Азии. Со стихами выступает значительно реже. Поэтому на презентации она постаралась показать побольше текстов. В авторском чтении прозвучало более семи десятков стихотворений книги: верлибры, включая так называемые длинные верлибры («Удлиняю время…», «Вопрос в том: может ли стать змея птицей», «Начну с того…»), а также стихи относительно регулярно рифмованные. Пожалуй, наиболее впечатляет мошевский свободный стих: «Я легчайший ветер/ не тонущий ни в море-океане страстей/ ни в болоте буден/ вечно хватаюсь за первую попавшуюся/ последнюю соломинку/ а она так сгибается в три погибели/ от собственного тяжелого вздоха/ что я всегда начинаю бояться/ как бы бедная не сорвалась с места/ и не убежала…»; «С живою водою во плоти/ с молитвою в душе/ в Тебе Господи/ храню сокровищницу памяти/ докапываясь до сути/ боюсь поранить сущее…»; «Когда тоскую по любимому/ гуляю по памяти/ облюбовав без памяти/ слезы радости/ приостанавливаясь на вечность/ у каждого мига встречи/ высказывая недосказанное/ слыша недослушанное/ претворяя в/ больше чем жизнь/ желаемое…» Нельзя не отметить свежую непосредственность создаваемых поэтом мини-образов: «Осень/ облетели с крон деревьев/ высохшие ветреные языки/ дворники подметают их…»
Нещеретов выделил как достоинство то, что стихи Мош похожи только на ее стихи, а не на какие-либо высокие образцы, и что от них тянется след скорее в живопись. «Расщепленностью мышления», «обаянием легкой аграмматичности» Мош, армянка по рождению и россиянка по судьбе, сближается с феноменом Геннадия Айги, чей успех обусловлен тем, что его тексты произрастали из двух «равно разведанных и освоенных» источников.
Между блоками стихов Марлена премьерно исполнила древнюю армянскую песню и – весьма неожиданно – песенку Бендера «Белеет мой парус…». Звучала и фортепианная классика: Александр Малкус темпераментно воспроизвел по два сочинения Мендельсона и Шопена.
комментарии(0)