Александра Николаенко – яркое литературное открытие последних лет. Фото Павла Сарычева |
На этот раз тема занятия была «Феномен рассказа Александры Николаенко «Без прописки». Это рассказ одного из самых блистательных современных прозаиков, по мнению Людмилы Вязмитиновой, органически сочетает в себе как стихотворный, так и прозаический способы организации речи. Она показала, что это стало возможным благодаря тому, что его автор мастерски владеет словом, тончайшими нюансами организации потока речи, темой, деталью и культурным контекстом. Поэтому подробное изучение устройства этого рассказа способствует расширению профессионального кругозора и становлению собственной поэтики.
Постоянный участник литмастерской Людмила Осокина сравнила прозу Александры Николаенко с прозой Тимура Зульфикарова.
По ее мнению, Зульфикаров идет от мелодии речи к повествованию, а Николаенко – от повествования к мелодии, задействуя большое количество приемов, в результате чего рассказ, оставаясь прозой, становится стихотворением. В ходе общей дискуссии говорилось, что рассказ Николаенко привязан к конкретному времени и месту – Москве 1990-х – и одновременно несет архетипическую и символическую нагрузку, что поднимает его до уровня волшебной сказки и даже притчи.
В заключение поговорили о прозе поэта, плюсах и минусах онлайнизации литературного процесса и дальнейших планах занятий. За сезон 2019/20 годов было разобрано множество тем, связанных с теорией и практикой русского стиха, – с привлечением имен от Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова до Арво Метса и Кирилла Медведева. При этом около 10 занятий было посвящено современному свободному стиху. Однако исчерпать эту чрезвычайно актуальную тему невозможно, и продолжение ее стоит в планах литературной мастерской, равно как и множество тем, связанных с теорией и практикой русского стихосложения.
комментарии(0)