О проблемах литературного обучения говорили Елена Пахомова, Дмитрий Казаков (вверху), а также Игорь Дуардович и Наталья Осипова (внизу). Скриншот трансляции
В online-клубе библиотеки имени Чехова состоялась дискуссия на тему «Литературное образование сегодня: кто? зачем? где? как?». Модерировала встречу директор библиотеки, координатор литературного клуба «Классики XXI века» Елена Пахомова. Главными стали перемены в деятельности литературных школ, вызванные режимом самоизоляции. Участники дискуссии рассказали о новшествах, возникших в их деятельности в последнее время. «В online-формате немало плюсов, – призналась директор школы и литературного портала «Хороший текст» Мария Голованивская. – Нам удалось набрать много новых учеников. Причем 70% из них – зарубежные студенты. Благодаря дистанционным занятиям учителя начали посещать лекции своих коллег. С техническими проблемами наши учителя не столкнулись, так как большинство из них преподают в известных иностранных вузах и для них работа в Zoom – привычное дело». Директор школы «Сreative Writing School» Наталья Осипова отметила необходимость поиска новых форматов и методов обучения: «За время, проведенное в карантине, нами было придумано много гибридных форматов, объединяющих лекцию и вебинар, online и offline. Однако online – очень прохладный формат, он исключает теплоту очного общения. Поэтому мы пытаемся его осмыслить и на его основе создать что-то новое, сохраняющее плюсы двух параллельных форм». Ведущий авторских семинаров «Технология прозы» и «Технология романа» Дмитрий Казаков был менее оптимистичен: «Мне очень не повезло, поскольку мои семинары практически не переводятся в online-формат. Многое в моей методике связано с тренингом, с живым мастер-классом. Но и в то же время повезло, поскольку занятия в моей школе приходятся на осень и зиму. Следовательно, я как-то успел проскочить. Что будет происходить в ближайшую осень, пока непонятно…» Иное мнение высказал руководитель литературной школы «Пишем на крыше» Игорь Дуардович: «Меня радует, что нет офлайна. Это обстоятельство отчасти облегчает нашу работу и стимулирует развитие. Мы осваиваем новые форматы, привлекаем аудитории США и Китая».
Отдельной темой круглого стола стала целесообразность литературного образования сегодня, когда, с одной стороны, издательства переполнены авторским предложением, а с другой – сокращается количество читателей. «В России существует огромное невспаханное поле литературного образования, – считает Осипова. – У нас пишут все. Теперь писатель – это уже не социальный статус. Но как пишут? А ведь литературному мастерству можно и нужно научиться». «Литературными школами создается особая среда, особые творческие условия, – поддержал свою коллегу Дуардович. – В Нью-Йорке, например, сегодня функционирует 15 школ, в которые очень трудно попасть. А раз есть спрос, есть стремление, значит, есть и предложение».
Во время дискуссии одним из слушателей был задан острый вопрос: «Чем современные платные школы отличаются от бесплатных творческих мастерских прошлого, вырастивших немало выдающихся писателей». «Я не понимаю, – ответила Голованивская, – как что-то может быть бесплатным. Если организатор литшколы приторговывает золотом, тогда это объясняется. Кроме того, у нас есть несколько бесплатных мест для талантливых учеников». Осипова обратила внимание на важные составляющие хорошей работы платной школы: «Это – качество учебного процесса и высокий уровень преподавателей, современная продвинутая техническая поддержка, помощь в публикации текстов студентов и выпускников, а также возможность влиться в творческое сообщество, помогающее формированию таланта».
комментарии(0)