Улыбка Михаила Стрельцова запоминалась надолго. Фото Германа Власова
Однажды он позвонил мне: «Андрюха, я тебе звоню не по делу, а просто так. Хочу сказать, что я тебя люблю. Ну, ты понимаешь!» Миша был из тех редких людей, которые могут позвонить только для того, чтобы сказать что-то хорошее. Мы познакомились в Красноярске в 2012 году, целую жизнь назад. Одновременно вышли покурить, он подошел и представился: «Я – Мих Мих!» Я не понял, переспросил. «Михал Михалыч», – уточнил он. Это «Мих Мих» сразу подкупало, хотя ни я, ни кто-либо другой его так никогда не называл. Молодые называли уважительно: «Михалыч».
Удивительно, но он был моложе меня. А мне казалось, что у него за плечами – целая жизнь, столько он всего пережил и сделал. С момента знакомства наши пути скрещивались уже не раз – в Красноярске, Коктебеле, Карелии, Нижнем Новгороде, Москве… Он всегда был готов помочь, это помнят все. И не просто готов, а реально помогал, когда это было необходимо. Он стал завсегдатаем Волошинского фестиваля – помогал поддерживать контакт с администрацией Красноярского края, которая делегировала к нам молодых писателей, помогал вести мастер-класс по прозе, представлял в программе фестиваля литературу Красноярского края.
Однажды мы тонули с ним в Белом море. Это было на фестивале «Петроглиф». Наш катерок попал в большой шторм. Мы могли погибнуть. И только Миша, один из немногих, сохранял почти олимпийское спокойствие. Так он стал персонажем моего рассказа «Штормовое предупреждение».
Он был оптимистом и балагуром. Рядом с ним всегда было весело, легко и позитивно. Он умел посмеяться и над собой – редкая нынче черта. Он любил жизнь во всех ее проявлениях: хорошую литературу, талантливых людей, красивых женщин и вкусный алкоголь. Любил придумывать и создавать – творческие проекты, книги, стихи. Всегда поддерживал начинающих, творческую молодежь.
Нашли мы с ним и общих знакомых: поэтесса Светлана Куралова, с которой мы вместе учились на Высших литературных курсах в Литинституте, оказалась еще кемеровской доброй знакомой Миши. Да, он был кемеровчанином, родился в городе Мыски Кемеровской области, в Кемерове окончил институт искусств и культуры. А литературная его карьера началась уже в Красноярске. Он возглавлял организацию «Писатели Сибири», организовал и вел много лет конкурс «Король поэтов», работал в журнале «День и ночь», издавал книги местных писателей. Сам написал более 11 книг. Мое знакомство с ним и Татьяной Шнар спровоцировало создание красноярского литературного фестиваля «КУБ». На одном из первых «КУБов» Миша признался мне, что хочет уйти с должности руководителя красноярского отделения Союза российских писателей, что устал от общественной деятельности. И я его уговаривал остаться, поскольку никого больше не представлял на этом месте. Но потом он все-таки ушел, отдался писательству и издательскому делу. «Андрюша, все хорошо!» – любил повторять он. И мы смеялись, потому что это я ему однажды ответил «все хорошо», когда мне было очень плохо.
Миша, мне сейчас очень и очень плохо. Потому что ты взял и ушел вот так – даже не попрощавшись. Но по нашей традиции я скажу тебе: «Все хорошо!» И может быть, все и правда как-нибудь наладится. И мы снова встретимся – в Красноярске, в Коктебеле, в Москве…
комментарии(0)