Писатели Игорь Савельев, Тимур Валитов и куратор литературного клуба «Классики XXI века» Елена Пахомова в режиме онлайн-беседы обсудили перспективы романа о пандемии. Скриншот трансляции
Страна уже больше месяца находится в условиях ограничения коммуникаций, а крутой роман о коронавирусе до сих пор не появился. Куда смотрят ушлые редакторы издательств? А нужен ли вообще этот роман, когда вся наша реальность стала напоминать плод воображения автора банальных антиутопий? Об этом и состоялся разговор-вебинар «Роман о коронавирусе: как, зачем и для кого писать», организованный литературным клубом «Классики XXI века» (московская библиотека № 8 имени А.П. Чехова), Централизованной библиотечной системой Центрального административного округа города Москвы, литературными мастерскими Creative writing school. Его участники – писатели Игорь Савельев, Тимур Валитов и куратор литературного клуба «Классики XXI века» Елена Пахомова – попытались обозначить наличие или отсутствие смысла создания литературных текстов, затрагивающих проблематику пандемии.
Игорь Савельев накануне этой онлайн-встречи провел в своей фейсбук-аудитории небольшой опрос, пытаясь выяснить заинтересованность читающей публики в «романе о коронавирусе». Среди отзывов наиболее часто преобладал категорический ответ «нет!». Может, сама тема эпидемической катастрофы как историческое, социальное, экономическое событие кажется читателю не слишком актуальной? «Самая страшная пандемия, обрушившаяся на мир, – обратил внимание зрителей Савельев, – случилась 100 лет назад. Это была испанка. Об этой болезни нам сегодня напоминают из каждого утюга. Но книг об этой напасти фактически невозможно найти». «Кроме саги «Сумерки» Стефани Майер, – отметил Тимур Валитов, – один из героев которой, Эдвард Каллен, страдал этим недугом».
Тем не менее роман о коронавирусе формально уже появился. Это упомянутая в эфире Савельевым книга Олега Зоберна «Хроники чумного времени», вышедшая совсем недавно. Правда, уже прозвучали отзывы, что, дескать, истории, включенные в этот «новейший Декамерон», были написаны до начала пандемии. Но первая попытка воспользоваться информационным поводом издателями уже, можно сказать, совершена. «Однако если вы хотите хайпануть на теме коронавируса, – предупредил Савельев, – скорее всего у вас ничего не получится. Вам не удастся подстроиться под эту тему достаточно оперативно».
Отношение читателей и издателей к теме коронавирусной эпидемии сегодня не совсем очевидно, что подтвердили комментарии зрителей вебинара. Многие из них считают, что в жизни и так достаточно негативных событий, чтобы их повторно переживать во время чтения. «Когда эпидемия закончится, – поделился своим мнением Валитов, – многие захотят забыть ее как страшный сон. А если она продолжится, кто пожелает читать о том, что происходит за окном? Но если автор не в силах заставить себя не говорить на эту тему, он, конечно, не должен молчать».
Сами спикеры встречи не собираются следовать информационному поводу и менять свои творческие планы ради воплощения актуальной темы. Вопрос, вынесенный в заголовок состоявшегося онлайн-мероприятия, фактически остался без конкретного ответа. А иного и быть не могло, так как литературные тенденции обычно возникают сами по себе, не спрашивая разрешения у экспертов. Зато эта встреча обозначила новое направление в работе Чеховки, доказав, что круглые столы, дискуссии, творческие вечера могут проходить в режиме онлайн не менее увлекательно, чем в режиме офлайн. В новой афише культурной площадки немало интересного материала, например документальные фильмы о творческих вечерах середины 90-х, записанные стараниями телекомпании АРТ и литературного клуба «Классики XXI века». В программе фильмы о Сергее Гандлевском, Александре Еременко, Бахыте Кенжееве, Фазиле Искандере, Генрихе Сапгире (уже доступны для просмотра), а также Владимире Уфлянде (премьера 30 апреля в 18.00), Валентине Берестове (премьера 6 мая в 19.00) и других замечательных авторах. В «мирное» время эти раритетные материалы хранились в архивах клуба «Классики XXI века», ожидая своего часа. И вот этот час настал. Как говорится, нет худа без добра.
комментарии(0)