Николай Звягинцев наблюдает за своими слушателями. Фото Николая Милешкина |
«Детективной» была и концепция вечера, прошедшего в клубе «Стихотворный бегемот». Исполняемые стихотворения Звягинцев распределил по блокам, озаглавленным в духе романов Гарднера – «Дело о…». Гости Культурного центра академика Д.С. Лихачева ознакомились с «делами» о счастливых путешественниках, о метро, о гипсовых головах, о несуществующих пространствах, о Нижнем Новгороде, об анонимной поэзии, о случайных попутчиках, о мгновенных впечатлениях и «стихах для себя любимого». Строго говоря, собравшиеся прослушали составной стихотворный трактат о множественных способах мысленного освоения существующего пространства.
Архитектор по образованию и графический дизайнер по профессии, Николай Звягинцев подходит к этому процессу чрезвычайно последовательно, чуть ли не по-борхесовски. В его коллекции – пространства, открытые восприятию здесь и сейчас, извлекаемые из прошлого, обретаемые усилием домысливания, привычные и остраненные, простые и сложноустроенные. Лирический герой, повествователь здесь если и существует, то скромен почти до невидимости, сюжет крайне трудноуловим. Здесь царствует объект изучения. Московский метрополитен и эффект перемещения по нему. Гипсовые головы, рисуемые абитуриентами МАРХИ. «Парад» Эрика Сати. Распевы для заучивания азбуки Морзе. Чашка со всадником на стенке. Лирика Николая Звягинцева – это торжество сотворческого описания, гимн интерпретации, хитроумное, по-кэрролловски безумное путешествие, в котором ты честным гвардейцем застываешь рядом с постигаемым предметом, одновременно взлетая и падая на невероятных семантических виражах – но «Только твой соперник – никогда не будет/ Он тебя расспрашивать, по крайней мере вслух,/ Все ли, когда падают, радостные люди,/ Как парашютисты или Винни-Пух». Что это за соперник, при чем тут церковь Святого Николая и как это связано с вопросом, на какой стороне московских улиц опаснее совершать грехопадения – придется выяснять. Но падать – да, падать из удивительного в удивительное в этом мире неопасно и радостно.
А фантазию Звягинцева об Олимпии Рудакове – прототипе матроса-сигнальщика с самой мифологизированной станции московского метро «Площадь революции» – вообще можно назвать одним из лучших в современной российской поэзии стихотворением «на тему», текстом, обрабатывающим реальность.
комментарии(0)