В Доме кино – жена драматурга Михаила Шатрова Мария Михайлова, режиссер Галина Евтушенко и автор книги об Олеге Ефремове Елена Черникова. Фото Любови Берзиной |
Хочется отметить мастерство и опыт ведущей, ее легкую руку и тактичные и глубокие вопросы. Гостья отвечала открыто, полно, искренно. Черниковой при создании книги проделана работа, возможно, десятилетия на полтора – за год.
Автор определила жанр как роман-диалог. В Сети опубликованы три фрагмента рукописи. В ней много жаркой плоти времени, много документальности (поданной изысканно и точно) и подлинного чувства, рождающего особый мерцающий нервный стиль повествования.
Беседа прерывалась семь раз; в течение вечера зрители и слушатели смогли насладиться семью фрагментами фильмов с участием Ефремова: «Мой младший брат», «Строится мост», «Айболит 66», «Три тополя на Плющихе», «Война и мир», «Мама вышла замуж», «Поэма о крыльях». Монументальность приобрела домашнюю изящность и теплоту.
В построении вечера, в чередовании фрагментов картин, в беседе ведущей и гостьи чувствовалось переживание драмы Ефремова. Как успешный, популярный и любимый деятель культуры, лидер не только «Современника» и МХАТа, но и всего поколения мог страдать от непонимания и невозможности сделать то, что задумано? Но так было. Опубликованные фрагменты рукописи и фрагменты фильмов указали на путь к ответу.
Драма Ефремова длилась очень долго и мучительно, несмотря на огромные волны надежд: сначала – оттепель, затем перестройка, от которой Олег Николаевич ждал очень много.
«Спектакль «Возможная встреча» – это 1992-й, символическое во всем начало 90-х. Декабрь, премьера, через два дня в Большом Кремлевском дворце свой спектакль – Съезд народных депутатов РСФСР уже снимет Гайдара. Сцена в Кремле, когда Гайдара не утвердили, а Черномырдина выбрали, была не менее сильной, чем тут же, через улицу, одновременно показываемый спектакль «Возможная встреча». Про Баха и Генделя. О «Возможной встрече» никто никогда не писал и не думал в подобном контексте: в Камергерском премьера, и в Кремле выбирают премьера. И всё на одну тему: как жить в это самое время». Олег Ефремов скончался в мае 2000 года, то есть успел застать начало цивилизационного сдвига, в котором нам приходится жить…
Зал был почти полон, собралась публика всех возрастов. В атмосфере вечера было нечто особенно глубокое и мягкое, без чего, кажется, человек не может чувствовать себя человеком.
комментарии(0)