Валерия Исмиева рассказывает о Виктории Андреевой. Фото Николая Милешкина
В Культурном центре академика Д.С. Лихачева в рамках литературного клуба «Стихотворный бегемот» прошел вечер памяти поэтессы Виктории Андреевой (1942–2002). Она сформировалась как поэт в московской подпольной культуре 1960–1970-х годов. В 1974-м с семьей эмигрировала в США. С 1994 года и вплоть до кончины в 2002 году жила в Москве. Помимо создания стихов и прозы проявляла себя как литературовед, написав множество статей о классической и современной русской и европейской литературе, а также статьи философской тематики.
На вечере выступили несколько человек, давших характеристику поэтессе и читавших ее стихи. Вначале Николай Милешкин, ведущий вечер, представил Викторию как значительную и недооцененную фигуру в русской поэзии, со стихами которой ему посчастливилось познакомиться лишь в недавнее время.
Антон Ровнер, сын поэтессы, рассказал о ее жизни: учебе на филологическом отделении Московского университета, причастности к определенному направлению московской поэзии, о жизни в эмиграции и, по возвращении, в Москве, об эволюции ее поэзии на протяжении жизни и об издательской деятельности. Он охарактеризовал ее поэтический стиль как оригинальный симбиоз традиции и модернизма, лиризма, классицизма и философской рефлексии.
Поэт и культуролог Валерия Исмиева дала теплую характеристику личным качествам, стихам и литературоведческим статьям Андреевой, обозначив ее как представительную фигуру в современной поэзии, чьи стихи наполнены емким духовным содержанием и чьи статьи, посвященные литературе и философии, дают весьма обширный взгляд на темы, которых касался автор. Она указала, что стихи Андреевой наделены музыкальными качествами и «нежным импрессионизмом», а также высоким духовным содержанием, представляя собой как бы отрывки и отдельные мазки, которые создают объем поэтического видения.
Екатерина Али, которую Милешкин попросил высказаться как поэта условно молодого поколения, начала свое выступление с упоминания о своем собственном серьезном погружении в область христианского богословия. Исходя из этого, она рассмотрела в поэзии Андреевой органичный симбиоз абстрактно трансцендентного и православного начал. Апеллируя к живописи, она провела аналогию – как соединение принципов абстрактной живописи и традиционной иконописи. Она определила два блока в стихах поэтессы, в каждом из которых ощущается преобладание одного из этих двух компонентов и охарактеризовала художественный результат этого симбиоза как «православный авангард». Екатерина прочитала ряд стихотворений, в которых в той или иной мере ощущается сочетание вышеуказанных компонентов и наблюдается либо абстрактный, трансцендентный, либо персонализированный, христианский элемент. Она также подчеркнула высокий эстетизм и вдохновленность поэзии Андреевой и представила свой взгляд на стихи поэтессы, которые способны передать религиозное чувство таким понятным языком, что его может воспринять человек, относящийся к любой религиозной традиции.
комментарии(0)