В залах выставки воссоздан мир пушкинской прозы. Фото автора
«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение…» – так начинается произведение Пушкина, которое не было автором закончено и подготовлено к печати. По какой‑то причине Александр Сергеевич охладел к этому замыслу и бросил работу над романом, даже не озаглавив его. При первой посмертной публикации в 1841 году издатели дали тексту название «Дубровский». Пожалуй, это самый известный русский «разбойничий» роман. Недаром его часто экранизировали, порой изменяя детали сюжета и место действия, но сохраняя общую фабулу и отважную романтическую фигуру главного героя. Его в разные эпохи играли то Рудольф Валентино, то Борис Ливанов, то Михаил Ефремов, то Данила Козловский.
Воплощениям романа Пушкина на киноэкране посвящен один из разделов большой выставки «Я Дубровский», проходящей в Государственном музее А.С. Пушкина. В нынешнем году, напомним, со дня рождения поэта исполнилось 220 лет. В экспозиции – документы, книги, картины, рисунки и подлинные предметы русского быта начала ХIХ века, позволяющие погрузиться в атмосферу знаменитого произведения. Ведь даже самые язвительные критики признавали, что стиль этого пушкинского романа безупречен, а сцены русского быта в нем выписаны великолепно. Английское ружье, дробница и ягдташ переносят гостей выставки в охотничьи угодья Троекурова. Чучело бурого медведя, предоставленное Дарвиновским музеем, напоминает об одной из самых эффектных и драматичных сцен романа. Медная пушка и карманный пистолет символизируют воинственный дух Дубровского и его товарищей‑разбойников. Владельческие и судебные документы разных эпох дают примерное представление о характере тяжбы за имение Кистеневка; среди прочего архивисты предоставили для выставки «Список жителей сельца Гритново поместья Авра- ама Тимофеевича Дубровского в переписной книге Пусторжевского уезда» за 1678 год. Демонстрируются также издания романа разных лет, иллюстрации к нему Бориса Григорьева, Павла Бунина и других художников. Интерпретациям «Дубровского» в разных художественных формах нет числа. Но многие его тайны поныне не разгаданы.
Почаще перечитывать роман и размышлять о нем призывал на открытии выставки директор Музея Пушкина Евгений Богатырев: «Текст этот по‑пушкински сжат, но это роман о многом. Наша задача – вдохновить вас на новое его прочтение». На вернисаже звучали произведения русских композиторов пушкинской эпохи, а также фрагменты нечасто ныне исполняемой оперы Эдуарда Направника «Дубровский» (ее премьера сос тоялась в Петербурге в 1895 году). Выставка будет работать до 15 мая 2020 года.
комментарии(0)