Александр Филиппенко прочитал произведения любимых авторов. Фото пресс-службы лектория «Прямая речь»
В Концертном зале правительства Москвы состоялся юбилейный вечер народного артиста России Александра Филиппенко, посвященный его 75‑летию, – «У авторов в плену».
В зале, рассчитанном на 1000 человек, был настоящий аншлаг, и некоторым пришлось сидеть на приставных стульях. Ведущий вечера, писатель, поэт и публицист Дмитрий Быков даже пошутил на эту тему: «Честно говоря, я даже не знаю, что я сегодня делаю на сцене. Но когда я собрался к Александру Георгиевичу, он мне сказал: «Не волнуйся, я тебя посажу».
Перед концертом на трех экранах транслировались видеопоздравления друзей и родных актера. Его жены и дочери, которые держали на руках двух норвич‑терьеров Ричарда и Бусю, писателя Бориса Акунина, актрисы, телеведущей Татьяны Лазаревой, актера Леонида Каневского, писателя, драматурга Виктора Шендеровича, общественного деятеля Наталии Солженицыной и др.
«Не спи, не спи, художник,/ Не предавайся сну./ Ты вечности заложник/ У времени в плену, – продекламировал известные строчки Пастернака Александр Филиппенко. – А я у авторов. Я переводчик с авторского на зрительский. Сегодняшняя программа – это будет мой выбор, лучшее из хорошего. А вы как присяжные и заседатели, которые будут решать, над чем из этих воспоминаний улыбнуться и сдать в архив, а над чем задуматься, как у Левитанского, «Не пролистнуть нетерпеливою рукою,/ а задержаться прочитать и перечесть./ Мне жаль не узнанной до времени строки./ И все ж строка – она со временем прочтется,/ И перечтется много раз, и ей зачтется,/ И все, что было с ней, останется при ней». А все, что останется у вас, – это главная сверхзадача нашего вечера». Филиппенко – мастер театральных пауз, он разводит руками после прочитанного отрывка и словно перебирает пальцами по воздушным клавишам пианино, фоном звучит музыка, а зал аплодирует.
Первые шаги актерского мастерства Филиппенко сделал в КВН, будучи студентом МФТИ, затем стал актером студии МГУ «Наш дом». С 1969 года стал актером труппы Юрия Любимова в Театре на Таганке. «Какое было главное событие в 50-60‑е, Дим?» – обращается юбиляр к ведущему. «Мое рождение в 67‑м году», – отшучивается Быков. Филиппенко улыбается и делится своей версией: «Знаковым событием была речь Никиты Хрущева на XX съезде в 1956 году, развенчание культа Сталина, правда о репрессиях. Это был совершенно неожиданный удар, так же как и 6‑й фестиваль молодежи и студентов 1957 года, когда, о боже мой, мы впервые увидели, что мир цветной, разнообразный, и не все иностранцы – шпионы и спекулянты, и с людьми можно было поговорить без парткома, без месткома. И ты, стиляга в узких брюках‑дудочках, в красной чешской фланелевой рубашке, в красных носках… Ожог, ожог… Василий Аксенов «Ожог». После зачитанного отрывка из романа Филиппенко вновь отправляется по волнам своей памяти, задавая залу вопросы о том, какие танцы были в моде, почему в советское время запрещали джаз, помнит ли кто‑нибудь эрдмановскую колыбельную.
Юбиляр исполнил рассказы, миниатюры, отрывки из романов и стихотворения своих любимых авторов: Сергея Довлатова, Михаила Зощенко, Михаила Жванецкого, Николая Гоголя, Андрея Платонова, Николая Эрдмана, Василия Аксенова, Юрия Левитанского, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы. Во время пауз были показаны отрывки из некоторых фильмов, в которых играл юбиляр: «Брежнев», «Там на неведомых дорожках», «Приступить к ликвидации», обе версии «Мастера и Маргариты».
комментарии(0)