Поэт и фотохудожник Елена Семенова. Фото Александра Чернова
В рамках проекта «Вселенная» в Культурном центре академика Д.С. Лихачева прошла фотовыставка сотрудника «НГ‑EL» Елены Семеновой «Перекресток взглядов: портреты современных русских литераторов». Фотография для нее – занятие неосновное. Это увлечение даже не с детских лет: первые опыты, обнаружившие интерес, – в 23 года, в зарубежной поездке в Кельн. Одна из первых удачных фотосессий – интерьеры Кельнского собора.
Для Елены школа фотосъемки растянулась на долгие годы. В процессе этих занятий возник жанр фотопортрета «навскидку». Среди рабочих съемок литературных мероприятий появлялись интересные портреты. Эта выставка фотографий для Елены – первая в жизни. Она перетрясла фотоархив с 2012 года, чтобы отобрать лучшее. Безусловно, выставка удалась. И дело даже не в персонажах портретов, среди которых Лев Рубинштейн, Николай Александров, Данила Давыдов, Николай Байтов, Лилия Газизова, Алексей Сосна, Дмитрий Григорьев, а в том, что в работах чувствуется «глаз». Внимательный взгляд автора. Снимки почти все не постановочные. Фотограф – уловитель мгновений. И если это хобби, то блистательное по результату.
Для церемонии закрытия куратор проекта, поэт Николай Милешкин и автор придумали перформанс: персонажи работ читали свои тексты рядом с собственными портретами. По ехидному замечанию одного из фотогероев поэта Бориса Кутенкова – чтобы все могли посмотреть, как персонажи испортились. «Нет, стали лучше! » – запротестовала Елена. Начал Герман Власов: его лирика диссонировала с беззаботным, даже легкомысленным автором на портрете. Продолжил Борис Кутенков, который чтением не ограничился, а с присущей ему критической хваткой обстоятельно рассказал публике, что он видит в фотопортретах, и в частности в своем. Гости в основном знали героев фотопортретов, и тем интереснее было такое общение. В прочитанных стихах Борис затронул тему антологии «Уйти. Остаться. Жить», некоторые стихи были посвящены именно героям антологии.
Елена Семенова по ходу вечера вспоминала, когда и где были сделаны снимки, с какими историями это было сопряжено. Оказалось, что певица Матильда Штор запечатлена во время своего первого сольного концерта в клубе «Вермель». Она исполнила свои песни, как и было задумано, сидя рядом с портретом. Незатейливый гитарный аккомпанемент сопровождал изящно иронические тексты. Да там же людоедка Эллочка…
А потом читал свои произведения Герман Лукомников, пришедший (можно было бы сказать – как будто специально для перформанса, если бы это не было случайностью) в том же темно‑зеленом свитере, в котором он запечатлен на портрете. Герман отлично пользуется своим голосом. То его чтение гремит помпезностью, то он вдруг усыпляюще воркует, то вдруг некая пародия на Андрея Вознесенского, то проступает эдакое мягкое ехидство. Стихи, расцвеченные разными оттенками иронии, вызывали улыбки, смешки и аплодисменты.
Читала и сама Елена Семенова, которая вспомнила давний свой стишок про фотографию («Был я скромным папарацци,/ А купив фотопарат,/ Стал теперь фотопарацци/ И снимаю, и снимаю, и снимаю все подряд»), а потом читала разные‑разные стихи, которым было так приятно удивляться. Обрадовало то, что Елена читала все наизусть: возникает особая свобода, когда поводок взгляда не связывает тебя с листочком или телефоном. Завершил вечер Милешкин, также запечатленный на одном из портретов.
комментарии(0)