Игорь Волгин и гостья его студии «Луч» Нина Краснова. Фото автора
Народу на вечер Нины Красновой в студию Игоря Волгина «Луч», в аудиторию факультета журналистики МГУ, пришло столько, что там не хватало стульев и из коридора были принесены скамейки…
«За 50 лет у нас выступали все самые хорошие поэты и прозаики страны, начиная с Евтушенко, Мориц, Вознесенского… у нас выступали и Окуджава, и Аксенов, и Арканов, и Фазиль Искандер, и Тарковский… у нас выступали и Кабыш, и Исаева, и Ватутина, и Аркадова, и Вишневский, и Быков… Я даже не знаю, кто у нас не выступал… все, кроме Нины Красновой. Если иных поэтесс можно спутать друг с другом, то Нину Краснову ни с кем не спутаешь. Она сама из Рязани, из мест есенинских. Золотухин говорил: без Нины Красновой нельзя представить себе русскую поэзию XX и XXI веков. А Евтушенко вообще говорил, что она свободно владеет всеми пластами русского языка», – сказал Игорь Волгин.
Нина разложила на столах свои книги, которых у нее с 1979 года (некоторые с ее собственными иллюстрациями, в ее художественном оформлении) вышло больше двадцати. И читала стихи из каждой понемногу.
Она читала о родине своей мамы: «Вот она – Солотча, Солодка чаша…» «Солотча находится в рязанской Мещёре, о которой у Игоря Волгина есть такие строки – «Мне леса мещёрские по ночам мерещатся». А у меня – «Мерещится мне Мещёра», – пояснила Нина. – Игорь Волгин сожалеет в своих стихах, что нет у него «Арины Родионовны». А у меня такой Ариной Родионовной была моя мама, она знала старинные песни, заклички, корилки, пестушки, баюкалки, присловья, пословицы и поговорки, частушки… и все это передала мне. Причем она и сама сочиняла частушки... И от нее и я этому научилась».
Тамара Королева попросила Нину Краснову прочитать эротическое стихотворение из книги «Интим». Волгин заметил, что «такая наивность, как у Нины Красновой в поэзии, города берет». И подчеркнул, что при всей откровенности эротические стихи у Нины чистые и целомудренные. По его просьбе гостья рассказала, как она в середине 90‑х годов стала Королевой эротической поэзии на турнире поэтов в Лужниках.
«Смотрите, какой у Нины Красновой широкий диапазон… – обратился Волгин к залу. – Есть поэты, которые пишут только серьезные стихи, есть поэты, которые пишут только иронические стихи или только эротические. А Нина пишет все. И у нее все сочетается в рамках одной поэзии. Это большая редкость».
Поэтесса прочитала стихи – посвящения своим литературным учителям, собратьям по перу, Андрею Вознесенскому, Евгению Евтушенко, Виктору Астафьеву, Тамаре Жирмунской, Римме Казаковой, Солоухину, Бокову, Старшинову, и самому Игорю Волгину, и своему литинститутскому однокурснику Сергею Каратову, сидящему в зале. Волгин прокомментировал это так: «Жанр посвящений – сейчас забытый жанр. А когда‑то был очень распространенным, во времена Пушкина… Нина и в этом жанре отлично работает».
Продемонстрировала она и несколько своих веселых экзерсисов: «пéрепел перепéл перепелку, а я перепéла пéрепела», «Дали поэту в Париже по роже, чтобы поэт выступал в Париже пореже», «ГОЛОС РУСИ – это не ГОЛСУОРСИ».
Грустным получился фрагмент вечера, посвященный Анатолию Шамардину, самому близкому Красновой человеку, певцу, композитору, автору песен на ее стихи: «Человек с сердечной избыточностью чувств ко всему миру умер от сердечной недостаточности чувств этого мира к нему».
У Наталии Никифоровой оказался с собой смартфон с записью песни Шамардина на стихи Красновой «Сон под пятницу»: «Мне приснился сон под пятницу:/ Я надела белу платьицу/ С вышивкой по рукавам/ И пошла на вечер к вам». Этой записью и завершился вечер «красной девицы нашей поэзии» в студии Игоря Волгина «Луч».
комментарии(0)