Софья Багдасарова и страницы ее книги. Фото автора
В Музее AZ прошла презентация книги искусствоведа, номинанта премии «Просветитель‑2018», автора бестселлеров «Омерзительное искусство» и «Апокалипсис в искусстве» Софьи Багдасаровой. Новинка называется «Воры, вандалы и идиоты» и рассказывает о вандализме, кражах и подделках русских шедевров. Почему Рембрандт стал «любимым» художником музейных вандалов? Как одесские дельцы сумели продать подделку в Лувр? Какую картину вор вынес из музея, пока охрана расследовала пропажу шубы в гардеробе? На эти и другие вопросы ответила Софья Багдасарова во время мероприятия.
«Этот взгляд на искусство с точки зрения какого‑то преступления – достаточно ново и свежо. Как вам пришла идея написать книгу в таком формате? Для вас интерес составляло само произведение или связанная с ним история?» – спросил ведущий Андрей Краснов Софью.
«На самом деле книг, рассказывающих о преступлениях, очень много, – сразу разуверила его Багдасарова. – Но все они, как я выяснила, представляют собой сборные солянки, рассказывающие о том, что было с «Моной Лизой», Рембрандтом... А мне захотелось прочитать книгу, посвященную исключительно русским преступлениям. И выяснилось, что такой книги не существует. Пришлось писать ее самой. В итоге моя книга охватывает преступления, связанные с искусством в России с конца XVIII века до наших дней. Последнее преступление в книге – история, которая всплыла этим летом с портретом кисти Малевича, оказавшимся работой его ученицы Марии Джагуповой».
Название книги родилось из парафраза книги Курта Керама «Боги, гробницы, ученые». Собранные вместе факты, истории про картину Архипа Куинджи, украденную посреди бела дня, про изуродованную работу Ильи Репина, про пьяного мужчину, уснувшего в Павловском дворце, и другие описанные в книге эпизоды в своей совокупности создают образ русского арт‑преступника.
Багдасарова определила три типа преступлений в сфере искусства: «Первый – это кражи, второй – вандализм, третий – подделки… Тяжелее всего писать про акт вандализма, потому что это событие, повреждение произведения искусства, в результате которого мы теряем «Данаю» Рембранта, «Ивана Грозного» Репина. Тебе тяжело смотреть на то, как они уничтожались. И когда ты описываешь истории преступников, которые это сделали, ты проникаешь в мир душевнобольного человека. Воры бывают разные: хитрые, глупые, алкоголики и урки. Истории, посвященные поддельщикам, – самые сложные, потому что подделка требует высокого интеллектуального вложения. Такие люди меньше всего рассказывают о себе».
По словам автора, в книге нет вымысла, но есть стилизация: под одесский говор, под фантастику, под Гомера.
«Моим антивдохновлением во время написания книги стали все фильмы о краже картин типа «8 подруг Оушена», – призналась Софья. – В них произведениям искусства лучше на свободе, а не в музее‑тюрьме. Такой образ преступника меня невероятно бесит. Ведь когда вещь покидает музей, это как тяжелобольной покидает больницу. Это я и показываю в книге. По сути, произведения искусства – все инвалиды, старые вещи, которым нужен определенный климат, уход реставраторов».
После разговора гости поднялись на второй этаж музея, где были расставлены мольберты с увеличенными разворотами из книги. Это было настоящее погружение в книгу во главе с автором.
комментарии(0)