Алексей Гастев (1882–1939) и поныне остается малоизученной фигурой российской истории первой половины ХХ века. Полная биография его не написана, литературные и научные работы ждут вдумчивого исследователя. Не выходило ни одного собрания его сочинений. Стихи этого интересного автора не включают даже в антологии, его статьи о труде переиздают крайне редко. Между тем многие его идеи поныне сохраняют актуальность и привлекательность.
Выставка «Гастев. Как надо работать», проходящая в московской галерее «На Шаболовке», рассказывает об этой выдающейся, поистине ренессансной личности. А принцип размещения экспонатов в залах подсказан системой Гастева о научной организации труда.
Разнообразие его занятий впечатляет. Кадровый рабочий, в молодости трудившийся на заводах России и Франции, а в трамвайном депо Петербурга освоивший профессию вагоновожатого. Поэт, публиковавшийся в сборниках вместе с Хлебниковым, Маяковским и Асеевым и выпустивший книгу верлибров в заграничной Риге в 1921 году. Литературный критик и теоретик культуры, поднимавший в статьях самые злободневные вопросы. Неутомимый публицист, писавший о профсоюзном движении, анархо‑синдикализме и психотехнике. Социолог, разработавший систему рационализации производства и долгие годы возглавлявший Центральный институт труда (ликвидирован вскоре после ареста и расстрела Алексея Капитоновича). Революционер, прошедший тюрьмы, ссылки и эмиграцию, а в 20‑е годы ставший заметной фигурой в советской политической иерархии...
Кураторы выставки соединили в одном пространстве эти разнородные ипостаси Гастева. Экземпляры старых газет, пожелтевшие брошюры и очерки о писателях‑современниках напоминают посетителям о литературных боях. Инструменты и тренажеры из лабораторий ЦИТа – о серьезной работе в области организации фабричного труда. Эссе о Гастеве‑поэте написал для выставки литературовед Кирилл Захаров. По его мнению, этот поэт, всегда писавший от имени рабочего класса, предсказал и биоинженерию, и соединение искусства с наукой. Позже, бросив литературу, он называл ЦИТ своим главным художественным произведением. Создатели выставки реконструировали подлинную биографию Алексея Гастева (как опытный конспиратор, он часто «путал следы», сообщая о себе в анкетах неточные сведения). «Гастева сегодня изучают специалисты разных отраслей науки. Наша выставка – это попытка показать его место на литературной, политической, научной карте России», – рассказывала гостям галереи куратор экспозиции Александра Селиванова.
Проект этот многогранен, как и сам его герой. В рамках выставки проходят экскурсии, лекции, концерты‑перформансы и чтения стихов Гастева из его книги «Поэзия рабочего удара», только при жизни автора выдержавшей шесть изданий.
Выставка работает до 24 ноября.
комментарии(0)