0
2421
Газета Факты, события Печатная версия

15.08.2019 00:01:00

Люблю как голос хора

В «Стихотворном бегемоте» вспоминали поэта Владимира Гоголева

Тэги: поэзия, арсений тарковский, память, бас, ахматова, марина цветаева, осип мандельштам


поэзия, арсений тарковский, память, басё, ахматова, марина цветаева, осип мандельштам Наталья Стеркина много сделала для сохранения наследия Гоголева. Фото Татьяны Антоновой

В клубе «Стихотворный бегемот», на малаховской площадке, состоялся вечер памяти Владимира Гоголева (1948–1989), чья большая подборка опубликована в двухтомнике «Уйти. Остаться. Жить», посвященном рано ушедшим из жизни поэтам. Поэт учился в Литературном институте – откуда был отчислен из‑за «несовместимости с советским официальным мировоззрением»; работал сторожем в издательстве «Наука»; занимался распространением самиздата; оставил стихи, полные визионерства и мощной космизированной метафизики: «Не помню, друг, я твоего узора, / Но, братец лист, люблю твое пыланье./ Поверь, в тебе сгустилось много взора,/ Далеких звезд густое остыванье./ Происхожденье яркого убора/ Загадочно, полно очарованья./ Люблю тебя! люблю как голос хора!».

«Он был бесконечно умный. Всегда и во всем. В наших компаниях он не позволял нам говорить о пустом, мы на него даже за это ругались», – вспомнила друг поэта Елена Чулкова, а прозаик Наталия Стеркина, много сделавшая для популяризации творчества Гоголева, отметила, что многих поэтов, в том числе Тракля, узнала благодаря ему. Вдова поэта, Валерия Гоголева, подробно рассказала о распространении Гоголевым православного самиздата, упомянув о его «душе просветителя». Воспоминания прислал Николай Смирнов из города Мышкина Ярославской области, однокурсник Владимира. Трагическим образом их судьбы перекликаются:  тело, Гоголева было сильно обезображено, Смирнов пострадал от рук неизвестных и долгие годы прикован к инвалидному креслу. «Вместе с Гоголевым мы собирали рукописный альманах «Сретение»: треть альманаха, оформленного под древнерусскую книгу, составляют стихи Гоголева, их переписывал я, изготовив по старинному рецепту чернила из ольховой коры и железа. В 1985 году весной я взял этот альманах у Володи: он тревожился, что у него могут сделать обыск на предмет нелегальной литературы», – вспомнил Смирнов.

Выступавший на вечере поэт и критик, один из составителей антологии «Уйти. Остаться. Жить», Борис Кутенков вспомнил, что год гибели поэта – 1989‑й – год ухода из жизни Арсения Тарковского, к торжественной интонации которого отсылает поэтика Гоголева. Положение Гоголева в поэзии XX века такое же межеумочное, как и у Тарковского – при очень разной известности. С одной стороны, он очень конвенционален по формальным признакам стихосложения, не настолько радикален, как другие авторы антологии, Евгений Харитонов или Николай Данелия, поэты эстетического бунта, с очевидностью отстроившиеся от советской официальной поэтики и дошедшие в этом до эстетического предела. С другой стороны, в этой поэзии есть те трансформации смысла и формы, которые делают ее интересной. Это прежде всего вневременная поэзия – хотя она, разумеется, контекстуальна по отношению к предшественникам: здесь можно найти отзвуки и натурфилософии Заболоцкого («Я приобрел печальную привычку/ В окно смотреть на дружество деревьев… »), и японской поэзии (главным образом Басё: «На пустыре/ Листья сухие и сучья./ И на заре/ Вековечная грусть./ Вспыхнет костер./ В свете неровном окрестность./ К ней прикоснется душа./ Если б понять разговор/ И запомнить счастливую местность./ Дикое сердце/ Любит нежданным дышать»). Но в то же время эта поэзия словно миновала свое время не только в событийном, но и в художественном смысле – определенную манифестацию этого мы находим в стихах: «Жизнь прожить понемногу,/ Незаметно, убого». О противостоянии «судьбы поэта» в устоявшемся смысле (Ахматова, Цветаева, Мандельштам) и неяркой биографии, бессобытийной поэтической канвы, которая может быть искренним жестом следования Высшему Замыслу, написала поэт и филолог Ирина Кадочникова из Ижевска, чей отзыв также был прочитан на мероприятии, – пока что единственный литературовед, осуществивший полноценный анализ творчества Гоголева. Подтянутся ли вслед за ней остальные?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Память о счастье"

ВЫСТАВКА "Память о счастье"

  

0
2138
Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
4297
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
3900
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
2382

Другие новости