Пушкин и Маяковский: кто более матери-истории ценен? У входа на выставку. Фото автора |
В экспозиции также – книги пушкинистов и исследователей авангарда, афиши вечеров Маяковского и его соратников, документы и мемориальные вещи из собраний разных музеев и библиотек. Здесь среди прочего можно увидеть портрет великого речетворца Велимира Хлебникова, чья стихотворная строка стала названием выставки. Немало тут и иронических рисунков. Карикатуристы в 20‑е годы смеялись над претензией Маяковского «стоять почти что рядом» с Пушкиным, над панибратскими и покровительственными интонациями в стихотворении «Юбилейное» («Были б живы – стали бы по Лефу соредактор./ Я бы и агитки вам доверить мог… »). Но прошло немного времени – и автор «Облака в штанах» действительно занял свое место рядом с создателем «Евгения Онегина» – на книжных полках, в названиях школ, теплоходов. Даже их памятники ныне стоят неподалеку друг от друга, как бы перекликаясь.
В день рождения Маяковского перекличка двух великанов поэзии продолжилась. В музее на Пречистенке к этой дате приурочили целую серию мероприятий. Среди прочего, состоялась кураторская экскурсия историка литературы Галины Антиповой по пушкинско‑футуристической выставке. Культуролог Илья Старков прочел лекцию о фотомонтаже в русском дизайне 1920‑х годов (в том числе – на примере оформления Александром Родченко и Эль Лисицким сборников Маяковского). Филолог и искусствовед Андрей Россомахин рассказал о возникновении «принудительного культа Маяковского» после известной резолюции Сталина на письме Лили Брик. Художник Валерий Корчагин провел мастер‑класс по изготовлению «книги художника» в традициях русского и французского авангарда начала ХХ века… Наследники и поклонники Маяковского чувствовали себя вполне уютно в музее, посвященном Пушкину и его эпохе.
Выставка продлится до 25 сентября.
комментарии(0)