0
1644
Газета Факты, события Печатная версия

08.08.2019 00:01:00

Перекличка великанов

У Пушкина и Маяковского немало общего

Тэги: пушкин, хлебников, маяковский, футуризм, выставки, книга художника


27-11-1_t.jpg
Пушкин и Маяковский: кто более матери-истории
ценен? У входа на выставку. Фото автора
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Пушкиноты млеющего полдня», посвященная русским футуристам. Точнее, их отношению к Пушкину. Которое вовсе не исчерпывалось желанием сбросить Александра Сергеевича в числе других классиков «с парохода современности», как утверждалось в манифесте 1912 года. Поэты эпохи авангарда вели плодотворный и напряженный диалог с писателями ХIХ века, что‑то перенимая у них, от чего‑то резко отталкиваясь. Там были и ревность к славе, и дерзость молодых талантов, и внимательное изучение наследия предшественников. Шло настоящее соперничество, породившее немало замечательных текстов. У Владимира Маяковского, лидера футуристов, а впоследствии самого знаменитого советского поэта, и вовсе было много общего с Пушкиным. Каждый из них – само воплощение духа поэзии. Неутомимые труженики, владевшие многими литературными жанрами. Оба любили азартные игры. Боготворили своих любимых женщин. Высмеивали в журналах поэтических ретроградов и прочих литературных оппонентов. И оба погибли в 37 лет от пули пистолета, обретя бессмертие в книгах и памяти потомков. (Инсталляция на эту тему завершает выставку.)

В экспозиции также – книги пушкинистов и исследователей авангарда, афиши вечеров Маяковского и его соратников, документы и мемориальные вещи из собраний разных музеев и библиотек. Здесь среди прочего можно увидеть портрет великого речетворца Велимира Хлебникова, чья стихотворная строка стала названием выставки. Немало тут и иронических рисунков. Карикатуристы в 20‑е годы смеялись над претензией Маяковского «стоять почти что рядом» с Пушкиным, над панибратскими и покровительственными интонациями в стихотворении «Юбилейное» («Были б живы – стали бы по Лефу соредактор./ Я бы и агитки вам доверить мог… »). Но прошло немного времени – и автор «Облака в штанах» действительно занял свое место рядом с создателем «Евгения Онегина» –  на книжных полках, в названиях школ, теплоходов. Даже их памятники ныне стоят неподалеку друг от друга, как бы перекликаясь.

В день рождения Маяковского перекличка двух великанов поэзии продолжилась. В музее на Пречистенке к этой дате приурочили целую серию мероприятий. Среди прочего, состоялась кураторская экскурсия историка литературы Галины Антиповой по пушкинско‑футуристической выставке. Культуролог Илья Старков прочел лекцию о фотомонтаже в русском дизайне 1920‑х годов (в том числе – на примере оформления Александром Родченко и Эль Лисицким сборников Маяковского). Филолог и искусствовед Андрей Россомахин рассказал о возникновении «принудительного культа Маяковского» после известной резолюции Сталина на письме Лили Брик. Художник Валерий Корчагин провел мастер‑класс по изготовлению «книги художника» в традициях русского и французского авангарда начала ХХ века… Наследники и поклонники Маяковского чувствовали себя вполне уютно в музее, посвященном Пушкину и его эпохе.

Выставка продлится до 25 сентября.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
2117
У нас

У нас

0
1605
Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
3593
Ботинки с медными подковками

Ботинки с медными подковками

Ольга Рычкова

Шаг за шагом по «маяковской» Москве

0
5565

Другие новости