В нынешнем году исполнилось 150 лет со дня смерти Владимира Одоевского – талантливого русского писателя, автора «бытовых», философских и фантастических произведений, сказок для детей, статей о литературе и музыке. Князь Одоевский был также издателем ряда журналов и альманахов, заместителем директора Императорской публичной библиотеки, главой общества московских шеллингианцев, знатоком алхимии и магии. Приятель Гоголя и Веневитинова, собеседник Лермонтова, автор пушкинского «Современника», он занимал видное место в литературе начала – середины ХIХ века. Одно из наиболее загадочных сочинений писателя вдохновило создателей выставки «Косморама ХVIII», открывшейся на днях в Музее Москвы.
Косморама – это живописное полотно с изображением большого пространства земли с находящимися на ней предметами, написанное и установленное так, что у зрителей создается иллюзия живой природы. Подобная картина фигурирует в повести Одоевского «Косморама» (1837). Это одно из первых русских произведений фантастического жанра и одновременно философская проза, отразившая научные искания автора. В ней присутствуют характерные черты новеллы эпохи романтизма: роковая любовь, вещие сны, буря, восставший мертвец; здесь же – воспоминания детства писателя… Повесть стилизована под старую рукопись неизвестного автора, якобы купленную на аукционе «вместе с кипами старых счетов и домашних бумаг».
Атмосферу тайны, присущую повести «Косморама» и московскому жилищу Владимира Одоевского, художественно реконструировали авторы экспозиции. Получился (цитируем вступительную статью) «лабиринт мыслей, чувств, проектов» князя, «психоландшафт» его души и творчества, «зашифрованный автопортрет» писателя‑мистика. Выставка объединила документы и оптические механизмы из собрания музея, а также артефакты, созданные художниками Степаном Лукьяновым и Егором Кошелевым, арт‑группировкой «Север 7», музыкантом Петром Айду, актерами Гоголь‑центра. Фантастическая инсталляция ассоциируется с лавкой старьевщика или с кабинетом чудака и оригинала. Зрители с любопытством рассматривали современную картину‑космораму, изучали рецепты алхимической кухни. Экскурсию по залам для гостей вернисажа провел куратор проекта, искусствовед и критик Сергей Хачатуров.
О доме Одоевского вспоминал историк Михаил Погодин, часто посещавший собрания любомудров: «Жил он в Газетном переулке, против нынешней гостиницы Шевалье. Две тесные каморки молодого Фауста под подъездом были завалены книгами – фолиантами, квартантами и всякими октавами, – на столах, под столами, на стульях, под стульями, во всех углах, – так что пробираться между ними было мудрено и опасно. На окошках, на полках, на скамейках – склянки, бутылки, банки, ступы, реторты. В переднем углу красовался человеческий костяк с голым черепом…» Причудливое жилище Одоевского стало прототипом квартиры-«пещеры», описанной в повести «Косморама».
Ну а римская цифра в названии выставки отсылает к предыдущему столетию, точнее, к 1770‑м годам, когда Москвой управлял генерал‑губернатор Михаил Волконский. О его деятельности рассказывают современные арт‑объекты и букинистические раритеты, в числе которых выделяются «Описание Императорского столичного города Москвы» Василия Рубана (первый в России путеводитель) и «Творения» Михаила Хераскова (с посвящением Екатерине II).
Выставка работает до 25 августа.
комментарии(0)