Артемий Троицкий представил публике свой новый труд. Фото пресс-службы издательства «Белое Яблоко»
В книжном магазине «Москва» журналист, публицист, критик, промоутер и радиоведущий Артемий Троицкий представил свою книгу «Субкультура. История сопротивления российской молодежи 1815–2018», вышедшую в издательстве «Белое Яблоко».
«Я рад всех тут видеть, – обратился к полному залу Артемий Троицкий. – Честно говоря, я не ожидал. Я прошелся пешочком от «Эха Москвы», чуть‑чуть по Новому Арбату, потом по бульварам, еще немного по улице Тверской. Когда я раньше ходил, меня все время люди останавливали, начинали спорить, ручки жать, просить сфотографироваться. А сейчас за все время довольно много мне народу навстречу попалось, но никто меня не стопанул. И я подумал, наконец‑то забыли. И слава богу, значит, можно начинать новую жизнь. Но пришел сюда и вижу, что не забыли. Это очень приятно».
Редактор книги, музыкальный обозреватель Денис Бояринов отметил, что ему было лестно и почетно стать причастным к изданию книги: «Моя роль была минимальна. По сути, я стал одним из первых читателей этой книги на русском языке. В книге предпринята амбициозная попытка в сжатой форме рассказать о культурной истории России, начиная от Петра I и заканчивая событиями недавних лет. Плюс еще оригинальный взгляд автора на происходившее, который умудрился в одной книге объединить и декабристов, и символистов, и футуристов, и хипстеров, и панков. Мне кажется, такого никому в голову не приходило».
В 2014 году, когда Артемий Троицкий сменил место жительства и перестал преподавать на факультете журналистики МГУ, его стали приглашать в другие университеты. И в качестве курса лекций он придумал историю молодежного сопротивления в России, или субкультуру. Этот курс был прочтен в американском штате Вермонт и в Лондоне. Курс был очень популярен, так что лондонские издатели предложили Троицкому оформить его в виде книги. Так осенью 2015 года началась работа над книгой, в 2017 году она была издана в Великобритании, а в этом году вышла в России.
«За два года, что прошли между созданием оригинального английского и русского текстов, естественно, в России что‑то приключалось. Так что книжка была дописана, а те места, которые были написаны для иностранцев, были переработаны. В английской версии у меня главка про черносотенцев, единственное движение в нашей стране, которое не имело никакой молодежной коннотации, поэтому в этой книге их нет», – рассказал Артемий Троицкий.
На вопрос, почему пришла в голову идея написать книгу, автор признался, что он сам принадлежал к красным субкультурам. «Когда мне было 8 лет, – поделился Артемий Кивович, – я был битломаном, в 12 лет – антисоветчиком, в 13 – диссидентом, чуть позже я был хиппи, панком... Кем я только не побывал». Оказывается, у автора были всякие романтические увлечения, например, он всегда очень любил декабристов и читал про них много книг: «Я жалел о том, что не стал декабристом, как хотел. Эта книжка меня к ним чуть‑чуть приблизила».
Встреча строилась как беседа между редактором и автором в формате «вопрос–ответ». «Красивая идея – представить историю культурных преобразований через фильтр молодежного движения, – заметил Денис Бояринов. – Но все же среди декабристов были люди возраста не молодежного». «Почти не было, – отреагировал на комментарий Артемий Троицкий. – Только Сергей Волконский. Ему было 37 лет на момент восстания. И он был единственным немолодежным чуваком среди них. Все остальные, я имею в виду активистов и лидеров, от 18 до 28 лет». На вопрос редактора, пришлось ли подтасовывать факты и закрывать на что‑то глаза ради красоты идеи, Троицкий четко дал понять, что такого не было. «Я старался строго делать так, чтобы в книге действовала молодежь. Это не история российской культуры, потому что в ней было огромное количество дедов и так далее. Даже Достоевский у меня фигурирует только молодым человеком, когда он принимал участие в кружке Петрашевского. Или о Толстом у меня вообще ничего нет, только в одном месте упомянут, хотя это для культуры действительно глыба», – рассказал Артемий Троицкий.
Вопросов из зала было много, и не только про книгу, но и про политику. А в конце последовала автограф‑сессия.
комментарии(0)