Игорь Шайтанов – признанный специалист по творчеству Шекспира. Фото Арины Депланьи
«Наследие Шекспира. ХХ век» – так названа научная конференция, проведенная в рамках Джимбиновских чтений кафедрой зарубежной литературы Литературного института им. А.М. Горького. Она прошла в формате круглого стола, что дало возможность развернуть научную дискуссию. В числе участников выступили ведущие исследователи творчества Уильяма Шекспира, профессора гуманитарных вузов и научная общественность Москвы. Со вступительным словом выступил профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Литинститута Борис Тарасов. Он остановился на осмыслении творчества Шекспира в отечественной и зарубежной традициях.
В выступлении главного редактора журнала «Вопросы литературы», профессора, заведующего кафедрой сравнительной истории литератур историко-филологического факультета РГГУ Игоря Шайтанова прозвучала мысль о том, что в современном многополярном мире мы являемся «последним поколением, способным воспринять и понять наследие драматурга». Духовный вектор, определяющий современную жизнь и ее отражение в культуре, смещается в сторону обретения новых духовных опор и ориентиров.
Директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН Николай Захаров поделился размышлениями о качестве изучения переводов Шекспира, а также об инновационных направлениях шекспироведения в России и за рубежом.
Старший научный сотрудник отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы А.М. Горького РАН Елена Халтрин-Халтурина рассказала о деятельности Шекспировской комиссии, о новых академических изданиях классического наследия, а также об издании произведений Шекспира в серии «Литературные памятники».
Примером того, как шекспировский текст обретает новое прочтение в культуре ХХ века, поделилась в своем докладе исследователь-медиевист, профессор кафедры всемирной литературы МПГУ Марина Никола. Она обратилась к трагедии Шекспира «Троил и Крессида», на протяжении многих веков имевшей репутацию слабой, несценической пьесы Шекспира. В ХХ веке материал этой драмы лег в основу оперы Уильяма Уолтона 1954 года, ряда киноверсий и многочисленных театральных постановок. Был дан обстоятельный анализ постановки этой пьесы в Театре им. Вахтангова режиссера Римаса Туминаса.
В докладе доцента кафедры литературного мастерства Литинститута, писателя, кинодраматурга Александра Сегеня широко и многопланово был представлен мир экранизаций шекспировских пьес в современном отечественном и зарубежном кинематографе. Особое внимание было уделено эволюции киновоплощений сюжета любви Ромео и Джульетты.
Своими наблюдениями по поводу театральных постановок Шекспира в последние десятилетия ХХ века поделился заместитель заведующего отделом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Александр Баранов. В качестве примера им были приведены спектакли «Отелло» Анатолия Эфроса и «Король Лир» Роберта Стуруа.
Круглый стол завершился театрализованным представлением студентов второго курса Литинститута, состоящем из фрагментов различных пьес Шекспира.
комментарии(0)