0
2739
Газета Факты, события Печатная версия

30.05.2019 00:01:00

Лобстер хипстера грызет

Бахыт Кенжеев читал стихи в «Стихотворном бегемоте» и не стал памятником самому себе

Тэги: поэзия, юмор, мандельштам, фестиваль, хармс, античность


18-11-1_t.jpg
Бахыт Кенжеев отвечал на все вопросы
внимательно и развернуто.
Фото Сергея Васильева
В Культурном центре академика Д.С. Лихачева состоялся творческий вечер Бахыта Кенжеева. Куратор Николай Милешкин пригласил поэта в литературный клуб «Стихотворный бегемот» в рамках цикла «Московское время: персоналии». Слушание стихов в библиотеке с последующими чайными посиделками всегда настраивает на дачно-уютный лад. Выступлениям в библиотеках обычно не присущи оттенки той сумасшедшинки и драйва, которые в той или иной степени наблюдаются на других литературных площадках, куда поэты приходят потусоваться, а заодно – иногда – заглянуть в зал и посмотреть на выступающих. Люди приезжают в библиотеку на край города с единственной целью – послушать стихи. Современная литературная ситуация в Москве такова, что существует огромное количество площадок, и практически одни и те же люди (их немало, но и не бесконечное количество) ходят на мероприятия друг к другу. Но на вечере Бахыта Кенжеева было не очень много литераторов (возможно, еще и потому, что в это же время параллельно на другой площадке проходил литературный фестиваль MyFest, оттянувший на себя многих. Я и сама долго терзалась, что выбрать, но любовь к Бахыту перевесила). На вечер поэта пришли и постоянные посетители библиотеки, и любители клуба «Стихотворный бегемот», и ценители творчества Бахыта Кенжеева, и люди с улицы. Собственно, изначально литературные вечера и задумывались не для того, чтобы коллеги послушали друг друга (в отличие от, например, узкопрофильных филологических конференций «для своих»). Поэтому всегда радует, когда в зале –  читатели, а не писатели.

Слушать Бахыта Кенжеева – всегда большая радость. На этом вечере поэт читал стихи из книги «Элегии», и композиция вечера была на редкость гармонична. Автор умеет говорить о пронзительных, страшных и важных вещах как бы с ироничной отстраненностью, используя ту лексику, которая условно в традиционной классической литературе относится к «низкому стилю»: «вылетал нам на помощь ангел, но мы его проморгали». Это очень характерно для Кенжеева, когда сталкиваются и переплетаются понятия разного плана. В стихах Бахыта всегда необычный ракурс, точка зрения. Например, в одном из стихотворений, прочитанных на вечере, большой моллюск, заключенный в раковину, лежит на дне Стикса, питаясь амебами, а над ним проплывает Харон. Моллюск питается микроорганизмами, люди съедят его, а смерть – людей. Это еще явственней заметно в другом стихотворении, где «лобстер хипстера грызет» (а не наоборот, как обычно бывает), что говорит о зыбкости и относительности сюжетов, ценностей и положений. Тема еды очень актуальна для творчества Кенжеева (кстати, поэт в соавторстве с Петром Образцовым написал книгу «Что нам есть с точки зрения химии. Книга о невкусной и нездоровой пище»), но еда всегда у него нагружена кучей дополнительных смыслов; в основном Бахыт иронично сталкивает высокое с низким: «Пирожки с капустою, милый прах...», «Нес духовный крест, а теперь картофель и сардельку ест». В стихотворении про брокколи Бахыт обращается к овощу практически как к любимой женщине:

Нет, весь я не умру.

Сварю тебя, любезная,

На водяном пару.

Залью густой сметаною,

И, жизнью смерть поправ,

Сожру тебя, желанная…

Конечно, вспоминается «Памятник» Пушкина, оксюморонное использование пасхального песнопения «Смертию смерть поправ», и много что еще. Бахыт, чьим любимым поэтом является Мандельштам, балансировавший на грани полускрытых цитат, делает то же самое. Отвечая на вопросы, Бахыт говорил о скрытом цитировании: «В одном стихотворении упоминаются скрытые цитаты 36 раз. Ну, или 18». Само это высказывание по степени веселой абсурдности является скрытой цитатой «из ненаписанного Хармса».  Вопросы в конце вечера были и по существу, и безумные до смешного, например: «На данном этапе бытия как вы формулируете свое божественное назначение?» Бахыт прекрасен тем, что на эти вопросы он давал внимательные и развернутые ответы, так как полностью лишен высокомерия. Очень важное качество для большого поэта – не быть памятником самому себе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1378
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1568
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1671
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3946

Другие новости