Ольга Лобанова и Поэт на качелях. Фото автора |
В Государственном историко-литературном музее-заповеднике Пушкина в поселке Большие Вяземы, примыкающем к Голицыно, открылась выставка картин Ольги Лобановой, творящей в жанре наивного искусства. На протяжении многих лет Ольга «погружается» в творчество поэта. Впрочем, концепция выставки им не ограничивается, о чем говорит ее название – «О Пушкине, о жизни, о себе».
Картины Лобановой напитаны сочными, живыми красками и такими летящими, благовестными образами, что мир, созданный ею, кажется идеальным, утопическим. Пушкин в светло-зеленом свете райского сада взлетает на солнечных качелях. На фантасмагорическом пейзаже, образующем замкнутую цикличную ойкумену «вода-солнце-остров-вода», люди парят в небе вместе с птицами и ангелами. На других работах – облик гармоничного деревенского быта: цветастые половички, покрывала, шторы, счастливые умиротворенные лица. В иллюстрации к «Барышне-крестьянке» Алексей Берестов приезжает к Лизе на серебристом коньке, у героя вырастают крылья. Но есть у Лобановой и картины, в которых сконцентрировано потаенное, связанное с тончайшими, смутными «дуновениями» души. Это и написанный черной темперой силуэт дамы XIX века в профиль («Анна»), и мальчишка, который водрузился на табурет и в раздвинутых, позволяющих заглянуть в иной мир шторах, созерцает икону. Мотив таинства, сопричастия может быть не только тихим, сказочным, но и, как в картине «Утрата», посвященной смерти Пушкина, горьким и мучительным.
Заместитель директора музея-заповедника по научно-методической работе Надежда Дровецкая обратила внимание, что экспозиция будет работать до конца января 2019 года и, таким образом, станет своеобразным открытием Года Пушкина (220-летнего юбилея). Куратор выставки, старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела, поэт и критик Василий Геронимус, не стал углубляться в сухие академичные рассуждения о достоинствах живописи. Он отметил, что гораздо важнее ее эмоциональный духовный посыл, и подчеркнул, что в процессе подготовки получил большое удовольствие от сотрудничества с Ольгой Лобановой и ее супругом – поэтом Валерием Лобановым. Искусствовед Ольга Дьяконицина рассказала о творческом общении с Ольгой, которое началось в 90-х, когда та в возрасте 46 лет внезапно открыла в себе живописный дар, о первой выставке художницы в Музее наивного искусства, которую она организовала. Искусствовед отметила графику Лобановой, к которой та часто обращается в последнее время, – в ней особенно ощутимы быстрота и легкость уловленного образа. Комплиментарные слова о творчестве Ольги говорили многие, но одним из главных спикеров, конечно, стал Валерий Лобанов. Он поведал, сколь неожиданным для него было открытие у Ольги живописного дара, как он поддерживал жену в ее начинаниях. Затем он представил публике альманах одинцовского поэтического объединения «Резонанс», на обложке которого использована работа Ольги, прочитал свои стихи, посвященные супруге: «День прошел необычайный,/ Догорел огонь незримый./ Тишина, пакетик чайный./ Голос твой неповторимый.// Рост цветка на белом круге/ ограничивают пяльцы./ Как милы мне эти руки,/ эти маленькие пальцы. <…> Вот и месяц вышел ясный,/ вот и звезды на подхвате.../ Как глаза твои прекрасны/ на излете, на закате!»
комментарии(0)