Публика не хотела отпускать Александра Ширвиндта и Дмитрия Быкова со сцены. Фото © Фестиваль «Прямая речь: Вслух»
В «Гоголь-центре» прошел фестиваль чтецов «Прямая речь: Вслух», который провел поэт, прозаик Дмитрий Быков. Этот проект позволяет приобщиться к литературе, слушая художественные произведения в исполнении выдающихся деятелей искусства. В течение четырех дней перед зрителями выступали актеры Сергей Юрский, Александр Ширвиндт, Юлия Высоцкая, прозаик, драматург Виктор Шендерович. Остановиться хоть на один вечер – услышать новое, вспомнить забытое старое, поговорить о важном: любви, смерти, счастье – призывали участники фестиваля собравшуюся публику. Со сцены звучали произведения как классиков русской литературы, так и современников. Среди них – Михаил Булгаков, Евгений Попов, Исаак Бабель, Иосиф Бродский, Александр Володин, Александр Грибоедов, Юрий Левитанский, Владимир Маяковский, Александр Пушкин, Борис Пастернак, Сергей Михалков, Павел Васильев, Леонид Мартынов, Николай Заболоцкий, Саша Черный.
Каждый вечер выстраивался вокруг творческой личности писателя или поэта: в большинстве случаев таких фигур было несколько, за исключением вечера, посвященного стихам и прозе Саши Черного. Поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов, Саша Черный прозвучал в исполнении Александра Ширвиндта и Дмитрия Быкова. В начале вечера Ширвиндт поделился воспоминаниями о том, как в его время современники относились к литературе. «Я помню, был такой жанр «мастер художественного слова», и были великие мастера, которые читали произведения наизусть, – Яхонтов, Журавлев, Камико, Кочерян, Аксенов. И все это куда-то рухнуло, остались только стоические фигуры. Сергей Юрский... Паша Любимов, например, читает «Капитанскую дочку» по школам, отрывая школьников от этого дерьма», – рассказал актер, указывая на телефон в руках Дмитрия Быкова. Зачарованные манерой повествования Ширвиндта зрители то внимательно ловили каждое слово, то смеялись на весь зал. Это были истории из прошлого – например, об одном капустнике, где актеры Михаил Козаков, Вячеслав Невинный, Никита Подгорный и Александр Ширвиндт читали «Анну Каренину». Они садились перед собравшимися и начинали читать про себя на протяжении пятнадцати минут. На шестнадцатой минуте начинался ржач.
Александр Ширвиндт начал свое чтение со стихотворения Саши Черного «Пробуждение весны». «Вчера мой кот взглянул на календарь/ И хвост трубою поднял моментально,/ Потом подрал на лестницу, как встарь,/ И завопил тепло и вакханально:/ «Весенний брак! Гражданский брак! Спешите, кошки, на чердак...» Во время чтения Дмитрий Быков одобрительно качал головой, часто артикуляционно вторил в унисон Ширвиндту, а между чтением и сам вступал в действо, комментируя тот или иной период творчества Саши Черного и читая его произведения.
«Каждый великий поэт предупреждает о своем появлении предшественников. Иногда это фигура значительно меньшего масштаба, но того же тона и склада. Именно таким предшественником Маяковского был Саша Черный. Представить это очень трудно – они не схожи во всем внешне. <…> Но тем не менее мизантропия, отвращение к себе и миру, склонность к депрессии, тема города как паука, высасывающего жизнь из своих граждан, – все это у Маяковского оттуда. У Саши Черного все это пришло через Некрасова», – поделился Дмитрий Быков.
На вечере звучали поэма «Песнь песней», стихотворения «Любовь должна быть счастливой», «Мой роман», «Вешалка для дураков», «У поэта умерла жена...», «Два желания» и многие другие. В конце публика не хотела отпускать чтецов, и Александр Ширвиндт прочел еще пару стихотворений на бис. «Я уверен, что зрители были удивлены и поражены, услышав некоторые вещи, которые мы включили в программу фестиваля, ведь слушать хорошую литературу в хорошем исполнении – это значит нравственно совершенствоваться», – высказался о фестивале Дмитрий Быков.
комментарии(0)