Татьяна Грауз не раскрыла тайну своего творчества.
Фото Ярослава Пичугина |
Встреча с Татьяной Грауз в клубе «Стихотворный бегемот» началась с того, что проектор выдал на экран черно-белую картинку сродни океану из фильма Тарковского «Солярис» – движущиеся, живущие одновременно капли, едва слышные шумы. Через минуты четыре звук смолк, экран опустел. Голос: «Татьяна Грауз. Первое воскресенье. Видеокнига из семи стихотворений». Звучат короткие верлибры, напоминающие хайку. На экране задумчиво блуждает линия, словно трещина на выкрашенной белой краской двери, с последним звуком голоса возвращается первоначальная картина. Видеокнига длилась около 10 минут.
Автор рассказывает о задаче видеокниги и ее отличии от родственных жанров: авторский текст сопровождается видеорядом, коррелирующим с текстом, этот ряд концентрирует или, наоборот, рассеивает внимание слушателя. Далее Татьяна читает стихи из книги «Молчаливый свидетель», и верлибр плавно приобретает регулярность, а взаимоотношения со временем расширяются за пределы текущего мгновения. Затем следует цветная интерпретация «Первого воскресенья». «В первое воскресенье июня/ достанешь из ящика ворох пестрой рекламы/ где же письмо от тебя/ дождливое, с запахом яблонь цветущих// темен ящик почтовый/ и потемнело в глазах/ дождь по стеклам течет мутно и горько».
Позже, уже за чаем, кто-то из слушателей отметит преобладание пессимистичного настроя в стихах, но, как известно, минорный лад оттенками богаче мажора, а потому интереснее… «И тишина кругом такая, будто/ жизнь обернулась и в лицо глядит» – это уже стихи из книги «Зимняя сестра».
А дальше – видеокнига «Как растет яблоко», долгая и молчаливая, с красным кричащим фоном в конце. Видеокнига «Летающим – летящим» буквально гипнотизирует пристальным всматриванием в ветки туи, торчащие из снега, а затем – в ветки деревьев на фоне сумрачного зимнего неба, но авторский голос существует на фоне картинки, где угадывается абажур и вообще уют. Восприятие видеоряда различно: для кого-то он показался необоснованным…
Нужно добавить, что на вечере присутствовала еще и визуальная поэзия Татьяны Грауз в виде небольшой выставки коллажей и отдельно лежащей книги с изобразительными работами, а также листочки оригами с рисунками в подарок пришедшим.
Вопрос о влияниях на свою поэтику Татьяна отнесла к тайнам творчества. Конечно, какое-нибудь родство всегда приходит на ум, но это уже работа слушателя, его внутренняя классификация. «Я пишу о тех, кто мне нравится», – сослалась Татьяна на свои эссе, но перечисление обрисует какой-то контекст, ничего не сказав о внутренней связи… При попытке выяснить, как она обозначает для себя форму конкретного стихотворения, Татьяна сказала: «Я никогда не пишу, формализуя, иногда потом задаюсь, как это существует… Когда я анализирую, я умнею, а когда я пишу – я пишу без внутреннего анализа». Разговор о формальной стороне длился недолго, продолжился в кулуарах.
А между тем накануне у Татьяны был день рождения, и эта встреча оказалась теплым итогом праздника.
комментарии(0)