Елена Тахо-Годи открывает вечер воспоминания
о философе Алексее Лосеве. Фото Елены Кацюба |
В Москве прошла международная научная конференция XVI «Лосевские чтения», приуроченная к 125-летию Алексея Лосева. В течение четырех дней на трех площадках столицы шли дискуссии на темы, связанные с научной деятельностью Лосева в ее разнообразных ипостасях. Это и философия, и филология, и история античного мира. Философский факультет МГУ, Мемориальная квартира Андрея Белого и Дом Лосева открыли двери желающим приобщиться к мысли великого русского философа, автора трудов «Философия имени» и «Диалектика мифа», книг «Античная мифология в ее историческом развитии», «Античная философия истории», трудов по языкознанию.
Особенно интересным оказалось заключительное мероприятие «Лосевских чтений». Оно прошло в Доме Лосева на Арбате. Здесь выступили люди, лично знавшие философа, ушедшего из жизни в 1988 году.
Вечер вела филолог Елена Тахо-Годи. Поэт и прозаик, она также племянница филолога и спутницы жизни Лосева Азы Тахо-Годи, которая является председателем оргкомитета «Лосевских чтений». Елена Тахо-Годи сказала, что Лосев в свое время, как бы прощаясь, говорил, что уходит в бездну истории. По ее мнению, эта бездна истории еще не закрыта, потому что есть люди, которые знают, помнят, и их довольно много. Хотя уже прошло тридцать лет.
Первой выступила Наталья Морозова, ее мама Анна Гарева была ученицей Лосева на философском факультете в 1942–1944 годах. Это были годы, когда можно было преподавать философию. Она рассказала о том, что свобода изучать философию пришлась на тяжелое лихолетье, студенты начиная с 1942 года слушали лекции, не снимая пальто, шапки и перчатки. А в 1944-м в МГУ пришло распоряжение, что такие предметы, как «Логика» и «История философии», не нужны. Студенты, в том числе и мама Натальи Морозовой, пытались отстоять своих профессоров в деканате, в качестве аргумента они говорили, что уже сдали по сорок предметов, и вряд ли один Лосев и один Фохт могут сделать из них идеалистов. Но начальство знало цену этим философам. На просьбу оставить «Логику» на вечернем отделении студенты получили ответ, что на вечернем отделении «Логики» нет.
Сотрудник издательства «Искусство» Сергей Александров рассказал о том, что философ Лосев часто появлялся в Редакции эстетики. Их ругали за объем, который занимали труды философа, такие как «История античной эстетики». По мнению начальства, нужны были книги по современным проблемам, таким как проблема моды. Лосев настойчиво постукивал палкой в кабинете директора, и книги издавались. Наверху понимали, что это тоже необходимо.
В вечере принял участие гость из Чехии Михал Ржоутиль с философского факультета университета в городе Градец-Кралове. Он представил недавно изданную в Праге на чешском языке книгу Лосева «Владимир Соловьев». Также выступили другие замечательные докладчики: критик и литературовед Петр Палиевский, филолог из Японии Владимир Жданов и др.
Последним своими воспоминаниями о Лосеве поделился поэт и философ Константин Кедров-Челищев. Они познакомились после того, как Лосев прочитал диссертацию Кедрова, в которой одна из глав была посвящена роману Пушкина «Евгений Онегин», где звездное небо, увиденное Татьяной, сравнивалось с щитом Ахилла, описанного в «Илиаде». Кедров рассказал, что Лосев очень любил парадоксальные высказывания. Он вспомнил о том, что не чувствовал расстояния, потому что его любимым философом с 60-го года был Павел Флоренский – учитель Лосева. Кедров уверил, что ему понятна философия имени, потому что для поэта имя – это все. «Мы любим того или иного поэта именно по имени. Стихи Блока. И если мы не знаем, что это стихи Блока, то мы не воспримем», – объяснил поэт. Также Кедров объяснил, что имя Лосева – это особенная философия, самый совершенный разум, с которым ему доводилось встречаться. А встречался поэт и с Кантом, и с Гегелем, и с Платоном. Пусть и виртуально.
В финальной части вечера директор Дома Лосева Валентина Ильина вручила молодым ученым призы за участие в конкурсе «Дерзание духа: к 125-летию А.Ф. Лосева».
комментарии(0)