Гузель Яхина на встрече с саратовскими
читателями. Фото Полины Ивановой |
На прибое волна накатывает и уходит, оставляя мокрый песок... 4-я предъюбилейная Международная книжная ярмарка-фестиваль «Волжская волна» накатывает, но не уходит и оставляет не мокрый песок, а глубокий след, создает плодородную почву для книжной культуры и индустрии.
В России проводятся книжные выставки, ярмарки, фестивали, тут и губернские, и центрально-московские, такие, что центральнее не бывает, например, «Красная площадь» с ее шатрами, брусчаткой и удивлением, что не только туристы и ледяные катки между оттепелями оставляют след, но и буквицы, те, что вдавил в сырой кирпич строитель Покрова на Рву – Постник по прозвищу Барма.
Мероприятия, связанные с книгой, ценны, поэтому особенно дороги для писателей и поэтов. Если поэзия останется внутри поэта, она умрет нераспознанная и без имени.
Предъюбилейная 4-я Международная книжная ярмарка прошла на Театральной площади Саратова при большом стечении публики и издательств и стала ожидаемой. Это, наверное, главная характеристика, потому что 1-я, 2-я и 3-я были как случаи, а 4-я – уже статистика.
Устроитель «Волжской волны» Приволжская книжная палата в лице своего бессменного директора Владимира Иванова еще отчитается о количестве приехавших издательств, продажах, числе посетителей, как это обычно делается для выявления культурных тенденций, но некоторые уже видны: 1) книга нужна, без нее никак; 2) книга как носитель смысла еще не потеряла своей актуальности и до этого еще далеко, поэтому все, что связано с ее производством: издательская деятельность, писательская деятельность, невозможно вынести за скобки; 3) книга возбуждает творчество и объединяет творческих людей, создает вокруг себя общество и в этом обществе выявляет активных проводников культуры…
На встречу с Гузелью Яхиной, организованную поэтом Андреем Сокульским в кафе «Ноль семьдесят пять», пришли поклонники творчества писателя. Сам Сокульский создал для гостьи творческую атмосферу, в которой автор и читатели объединились – и вокруг содержания, и с самим автором. А это уже высокое искусство.
Особое значение такие успешные выставки, как «Волжская волна», имеют для писателей. Писатель, как рыба, метнул икру, покрыл молокой и, одинокий, поплыл дальше в мутные сумраки своего творчества и фантазии, а на выставке он имеет возможность встретиться и с ихтиологом, и с рыбаком, а особо счастливые еще и попадут на крючок. В ситуации, когда почти все издательства, экономя, перестали заниматься рекламой своих авторов, низко пала книжная торговля. Обеспечивая «прибыля», издательства и торговля задирают цены, чем снижают продажи. Снижаются продажи – закрываются магазины. А что читатель? А читатель теряет своего автора, утрачивает связь с ним и с новыми писателями, уходящими в безвестность, а в ситуации, когда в России перевелись литературные критики, то есть люди с признанным вкусом, которым было принято доверять, по сути, лоцманы в густых туманах коммерции от книги, читатель остается один на один с обложкой, внутри которой неясное содержание, или со своей домашней библиотекой, надежным, конечно, товарищем, но уже не молодым, а старым, как протертый диван, немощный друг.
Кроме Яхиной на 4-й предъюбилейной были Сергей Лукьяненко и Полина Дашкова, а без них книжное мероприятие – всего лишь бухгалтерский отчет!
Приволжской книжной палате, нагнавшей такую успешную «Четвертую волну», хочется пожелать жить и дальше и стать значимым событием в жизни русской словесности. Вперед, к юбилею!
Саратов–Москва
комментарии(0)