Поэт Марк Ляндо, также
давнишний друг Арсения Чанышева. Фото Льва Алабина |
В библиотеке № 73 – Культурном центре академика Д.С. Лихачева в рамках цикла «50-летие основания СМОГа» литературный клуб «Стихотворный бегемот» провел вечер, посвященный поэту и философу Арсению Чанышеву (1926–2005). Он был известен как профессор философского факультета Московского университета, специалист по древнегреческой философии и в особенности по Аристотелю, автор множества книг и учебников по этой тематике. В то же время в подпольных литературных кругах его знали как незаурядного поэта Арсения Прохожего, автора стихов, сочетающих иронию с трагическим пафосом, философскую рассудительность с нарочитой стилистической чудаковатостью. Вечер организовали куратор «Бегемота» Николай Милешкин и художник Александр Курушин, много лет друживший с Чанышевым и выпускающий его книги, в том числе сборник стихов «Исповедь одной истерзанной души» и мемуары «Моя жизнь (воспоминания лоха)». Поделились воспоминаниями о поэте люди, знавшие Чанышева при жизни, и каждый читал его стихи.
Курушин выступил с эмоционально насыщенным докладом, в котором рассказал о самом поэте, его родителях, о том, что мать была дворянского происхождения, а отец – Тихон Николаевич Никитин – священником, обновленцем, автором теологических трактатов, расстрелянным в 1937 году. Выступавший вспомнил факты из детства поэта, прошедшего в разных городах, о студенческих годах в Московском университете, о его пяти женах и детях, о допросах спецслужбами, о чтениях стихов на собраниях СМОГа, о близкой дружбе с поэтом Эдмундом Иодковским, о публикации феноменального труда «Философия древнего мира», получившего Ломоносовскую премию, и о стихах, которые он, Курушин, собирал долгие годы. Выступление сопровождалось показом фотографий поэта и философа в разные годы его жизни с друзьями и знакомыми.
Лев Алабин рассуждал о парадоксальной жизни героя вечера, который одновременно был парторгом кафедры МГУ и в то же время верующим, диссидентом и подпольным поэтом, печатавшимся, например, в эмигрантском журнале «Грани». Упомянул Алабин и о том, как очередные жены поэта выгоняли его и забирали жилье (в своем рассказе он назвал философа московским Диогеном), рассказал, каким неожиданным способом он познакомился с Иодковским, о регулярных посещениях поэтических чтений на квартирах, об участии поэта в издании газеты «Литературные новости» (выпускалась в Москве в 1992–1994 годах) и членстве в Христианско-демократическом союзе.
Вадим Ковда сосредоточился на литературных объединениях, посещаемых Прохожим, а также вспомнил о некоторых его друзьях и коллегах по этим объединениям, включая уже упоминаемого Иодковского. Были отмечены множество академических книг и статей, написанных Чанышевым.
Поэт Марк Ляндо, также давнишний друг Чанышева, представил его как сложную личность под стать героям Достоевского, обратил внимание на двойственность: внешне поэт и философ выражал лояльность советскому режиму, а тайком писал диссидентские стихи. Докладчик рассказал о своих личных трениях с Прохожим, об очень непростом характере последнего. Ляндо вспомнил «Трактат о Небытии» Чанышева, являющийся, по мнению многих, самой оригинальной и интересной его философской работой. В конце выступления энергично и с большим артистизмом были прочитаны стихи Прохожего.
Художник Элеонора Белевская рассказала о Чанышеве как о трагической, изломанной, но мощной фигуре, исполненной противоречий, – продукте сталинской эпохи.
Александра Казарновская вспомнила, как в 1969 году, когда ей было три года, ее родители, вхожие в круг Иодковского, стали дружить с Чанышевым, и внесла несколько весомых деталей в описание обстановки литературных кругов тех лет. Она охарактеризовала Прохожего как «лоха» (подтвердив самоопределение поэта из его воспоминаний), но и – красивого человека, полного гротескных противоречий. Было рассказано о забавном случае, когда на одном литературном чтении присутствовали два Арсения – Тарковский и Прохожий.
Автор этих строк вспомнил некоторые эпизоды из времени знакомства его, а также его родителей, поэтов Аркадия Ровнера и Виктории Андреевой, с Чанышевым, о том, как родители слушали курсы философии Чанышева, когда учились в Московском университете, дал характеристику поведения поэта при жизни и прочитал некоторые стихи.
Поэт Виктор Коллегорский рассказал о нескольких забавных эпизодах, связанных со встречами с Прохожим на литературных чтениях.
Ближе к концу вечера бывшая студентка Чанышева на философском факультете МГУ, поэт и музыкант Екатерина Полетаева вспомнила, как во время экзаменов Арсений Николаевич сам пересказывал студентам содержание их билетов и после этого ставил пятерки.
Совсем в конце молодой поэт Евгения Джен Баранова прочла несколько стихов Арсения Прохожего, показав тем самым преемственность поэтических поколений.
Вечер завершился автоэпитафией Чанышева-Прохожего, которую прочитал Милешкин: Арсений Прохожий –/ На черта похожий,/ Но все же немного/ Похожий на Бога.// Он жил неумело:/ Трясли, словно грушу.../ Черт взял его тело./ Бог взял его душу.
комментарии(0)