Геннадий Русаков отметил юбилей новой книгой. Фото автора
В Музее Серебряного века состоялся вечер поэта Геннадия Русакова, приуроченный к его 80-летию. На мероприятии была представлена новая книга автора – «Сроки», вышедшая в издательстве «Воймега».
Вначале один из организаторов вечера, участник проекта «Культурная инициатива», поэт Юрий Цветков представил публике ведущего: «Сергей Иванович Чупринин много писал о Русакове, всегда за него болел и, правда, очень хорошо знает его поэзию». Главный редактор «Знамени», критик, литературовед и публицист Сергей Чупринин, выйдя на сцену, сразу подтвердил эти слова: «Я думаю, что среди тех, кто собрался в этом зале, я дольше всех знаком с Геннадием Александровичем – более 40 лет. Как мы познакомились, я уже не помню. Но помню, что уже читал тогда какие-то его публикации, а потом услышал от Арсения Александровича Тарковского, который, в общем, не любил современных поэтов и предпочитал о них не высказываться... Я услышал от него о том, что он делает исключение для поэтов Людмилы Копыловой и Геннадия Русакова. А я Тарковского тогда боготворил. И для меня этого было достаточно, чтобы схватиться за книжку «Длина дыхания». Это 1980 год. Я ее прочел и пропал... Как это все шло? У меня было ощущение удивительной устойчивости того внутреннего мира, который открывается в стихах, устойчивости той поэтической системы, которая нам представлена».
Во время речи Сергея Чупринина в зале музея словно оживало прошлое: ненадолго возникала фигура музы и жены Геннадия Русакова Людмилы Копыловой, проявлялся Советский Союз, чтобы напомнить о том времени, контексте эпохи. По свидетельству критика, тогда с потерей ощущения большой родины исчезал и литературоцентризм, а страна из самой читающей в мире мгновенно становилась одной из самых нечитающих... «Вызовы, события, треволнения... Стала меняться русская поэзия… Как выглядит на этом фоне Русаков? Утесом, неколебимым в своих центральных основаниях. Его стихи вопросов не вызывают. Это ровный голос, который стал звучать еще в 70-е годы. Почти всегда это та же силлаботоника, рифма, классические образы, система образов, поэтические тропы, главные и постоянные темы... В новой книге нет Москвы, хотя он в ней прожил много лет. И там точно нет слова «Нью-Йорк», где Геннадий Александрович живет последние годы... Ока, взгорки, природный календарь, жизнь души, переживания... Это особый поэтический мир. Внутренняя эмиграция отовсюду туда, где живет этот голос. Это прибежище для тех, кто чувствует одиночество, потерянность, для тех, кто так же готов говорить с миром на языке сострадания и восторженного удивления», – поделился своим внутренним ощущением поэзии Русакова Сергей Чупринин.
А дальше зал наполнился поэзией: «То високосный год, то рыжие у власти./ Всегда чего-то есть, чтоб наперекосяк… Живешь, как в проходной, без цели и корней,/ предавшись, как теперь, стихобумажной страсти/ и обретая утешенье в ней». Через стихи Геннадия Русакова будто возвращаешься к истокам, начинаешь обращать внимание на простые, казалось бы, обычные явления, которые важнее отвлеченных понятий. Вот «поспел горох – лущинные сорта./ Потом настанет время корнеплодов./ Наверно, в том и скрыты красота… Что горожанин?../ Он от природы ничего не ждет/ и слышит только собственное тело./ У нас не так. У нас ты как струна:/ все время слышишь воздуха дрожанье –/ что, где и как, какие времена...»
После чтения Геннадия Русакова с юбилеем и выходом книги поздравил издатель его двух последних книг Александр Переверзин: «Это не издательский успех, а читательская награда». Также поэта поздравили филолог, критик, переводчик, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, литературный критик, звукоархивист, заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков, поэт и литературный переводчик Надежда Кондакова и многие другие. Далее героя вечера засыпали вопросами, а он был рад ответить на каждый.
комментарии(0)