Поэт Григорий Горнов и библиотечная лампа. Фото автора
Рассматривая литературный процесс с разных сторон, можно говорить как минимум о трех направлениях исследования интеллектуального продукта: разбор стиля и манеры отдельно взятых творческих единиц, рассмотрение жизни вокруг литературы – поэтических вечеров, форумов, деятельности творческих объединений – и анализ смыслового содержания произведений, то есть собственно того, о чем пишет автор. Если говорить о последнем, то тут прослеживаются варианты развития творческого пути: некий универсальный, очищенный от конкретики предметов и мест подход, когда стихотворения своей темой имеют те или иные переживания, получающие словесное оформление. Второй подход представлен теми нишами в ткани окружающего мира, которые ряд современных поэтов занял и успешно обжил и воспел. Перед глазами постоянно присутствуют поэты с конкретной тематикой: острая ли сатира на злобу дня в форме стенаний и плача, авторская ли ухмылка и тонко и точно улавливаемые и фиксируемые опорные точки повседневной жизни города и особенно его окраин и рабочих районов, невероятные анаграммы, тихая лирика, посвященная чудом сохранившейся старой Москве, поэтическая анималистика, иногда человек вообще пишет только о кошках, и так далее.
В качестве одного из примеров занятой и освоенной «ниши» можно привести творчество Григория Горнова, чей литературный вечер прошел в клубе «Стихотворный бегемот», обосновавшемся ныне в Культурном центре имени академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, в библиотеке на улице Амурской. По словам самого поэта, интерес для него представляют определенные связи, в том числе, но не исключительно – транспортные, железнодорожные, существующие между территориальными образованиями в рамках города, района, области, и то, как их можно описать вербально, в том числе используя метафоры и прочие инструменты письменного поэтического языка. При этом творчество названного автора – отнюдь не сухой логистической и географической направленности. В нем почти всегда явно или незримо присутствует образ Музы, Прекрасной дамы, без участия которой ни один семафор не зажег бы зеленый свет ни на одном из железнодорожных перегонов.
Из озвученного на вечере можно привести, в частности, такие строки: «Ранее неизвестные мне транспортные системы,/ По трем направлениям пересекают город./ На еще действующей Ленинградке пустые гремят цистерны./ Я вспоминаю о прошлой ночи. Немеет горло», «Мимо ржавых пакгаузов, заваренных в прошлом веке, водонапорных башен/ (На самом деле шахтных порталов краснознаменных)/ И воздух вокруг съеживается, тем фактом обезображен,/ Что ни ты и ни я не отличаем живых от мертвых», «От мороза позванивают серебряные сережки./ А глаза твои будто немые колокола спасенья./ Звезды тянутся щупальцами и, будто кошки,/ Горбятся малые реки сходненского бассейна».
После чтения произведений поэту был устроен блиц-опрос от слушателей: о моменте начала творческой деятельности (14–15 лет), о наиболее значимых и оказавших влияние на формирование творческой индивидуальности поэтах (Константин Арбенин и группа «Зимовье зверей», Цветаева, Бродский, Светлана Шильникова, Сергей Арутюнов), об истории появления в одном из стихотворений термина «токамак» (тороидальная камера с магнитными катушками – установка для магнитного удержания плазмы с целью достижения условий, необходимых для протекания управляемого термоядерного синтеза).
В финале состоялось мирное библиотечное чаепитие.
комментарии(0)