На «Полете разборов» разбирали стихи Юлии Крыловой и Василия Нацентова. Фото Бориса Кутенкова
В Культурном центре им. Н.К. Крупской в Москве прошла очередная серия «Полета разборов». Так называется литературно-критический проект редактора электронного журнала «Текстура», культуртрегера Бориса Кутенкова. Литературные критики говорят о современных поэтах – такова идея проекта. Поэты получают возможность увидеть себя по-новому в зеркале литературной критики, а литературные критики получают возможность обменяться репликами. И все это осуществляется в уютной обстановке московской библиотеки.
Обсуждали стихи Юлии Крыловой и Василия Нацентова.
Андрей Тавров, ведущий редактор проекта «Русский Гулливер», сказал, что всякое стихотворение в высоком смысле – «преступление», отказ служить суетному миру, смелость сказать опасную правду, которая карается. И Юлия Крылова своими стихами это преступление совершает. Александр Марков, профессор РГГУ, отметил особое космическое чувство времени в стихах Крыловой, однако пожелав ей в будущем усилить работу с глагольной семантикой. Автор этих строк обратил внимание на принадлежность Юлии к высокой петербургской культуре стиха и в то же время подражательность по отношению к Бродскому.
Зачитывались и письменные рецензии. Так, Людмила Казарян письменно поблагодарила Крылову за подаренную сказку. Константин Комаров написал, что стихи местами блистательные, но «не свои».
После перерыва обсуждали стихи Василия Нацентова. Андрей Тавров похвалил стихи Василия за явление мира в слове, но пожелал его стихам быть еще более выстраданными, прожитыми, добытыми достоверным опытом. Александр Марков похвалил стихи Нацентова за сохраненные в них бесценные частички бытия и пожелал Василию еще больше работать с существительными, чтобы оттачивать свои стихи, доводя их до совершенства.
Зачитывались и письменные рецензии. Людмила Казарян похвалила Нацентова за то, что он в истинном смысле «автор без возраста», в его стихах таинственно соседствуют юность и бессмертие. Константин Комаров в рецензии похвалил стихи Василия за органическое сочетание предметного ряда с метафизикой, но пожелал стихам Василия большей терпкости, «щербинки, что ли». Некоторые из стихов Василия Комаров нашел – да, выверенными, но, пожалуй, чересчур гладкими.
Мнения зала о стихах Юлии и Василия полярно разделились. Фаина Гримберг нашла, что стихи обоих авторов творчески не самостоятельны, незрелы и являют собой наборы популярных ныне общих мест. Так стихи Юлии Гримберг нашла слишком благополучными. Однако Екатерина Ливи-Монастырская высказалась о стихах Юлии совершенно иначе: «стихи страшные», в них есть подлинная катастрофа, в них есть ощущение смерти и пленительная тайна.
Звучали и взаимно не совпадающие мнения о стихах Василия Нацентова. Фаина Гринберг утверждала, что Василий реально не пережил того, о чем пишет, и его тексты художественно ни в чем не убеждают читателя. В сходном ключе высказывалась Людмила Вязмитинова. Однако большая часть присутствующих обнаружила в стихах Василия творческие открытия, поэтические находки, которые впечатляют как раз благодаря тому, что они не всегда согласуются с житейским рядом.
Завершая литературный вечер, Борис Кутенков заметил, что сегодня суждения о стихах двух авторов – Василия Нацентова и Юлии Крыловой – были как нельзя более разнообразны и как нельзя более аргументированы.
Что ж, предмет разговора неисчерпаем, полет продолжается.
комментарии(0)