0
1897
Газета Факты, события Печатная версия

24.05.2018 00:01:00

Читал стихи, словно пил вино…

Анатолий Найман не считает свою новую книгу итоговой

Тэги: поэзия, анна ахматова, комарово, зощенко, арсений тарковский, александр блок


поэзия, анна ахматова, комарово, зощенко, арсений тарковский, александр блок Анатолий Найман пил чай, но стихи читает так, словно пил вино... Фото Сергея Васильева

В литературном клубе «Стихотворный бегемот» выступил Анатолий Найман – поэт, который на публике появляется нечасто и даже по случаю своего 80-летия, два года назад, не порадовал поклонников творческим вечером.

Местом встречи стала библиотека «над оврагом» в Малаховке, пожалуй, главная площадка клуба. Свое выступление Найман начал с чтения стихов из книги «Незваные и избранные», которая вышла шесть лет назад. Поэт отметил, что, вопреки утверждению издателей в предисловии к книге, она не стала «итоговой», неким «надгробным камнем». «После выпуска книги «Незваные и избранные» у меня вышли еще две книги, и сейчас третья в производстве. Они отличаются от предыдущих тем, что для меня открылась не то чтобы свобода, а ощущение, что я ничего никому не должен, что я – последняя инстанция. И нет уже больше «редакторов» того, что я пишу, – как сложатся книги, как напишутся они, так и будет».

Читал Найман с особой, какой-то ностальгически-обаятельной интонацией: «Я читал стихи. Словно пил вино./ Захмелел давно, с первых слов,/ и сильней не пьянел. Не считал глотков./ Тяжелел. Было мне кирно./ Не хватало сил языком язык/ отжимать, чтоб в кровь алкоголь/ посылал, растворяя восторг и боль,/ к каждой строчке чиркая: sic!..»

На протяжении встречи у поэта органично возникали воспоминания, они чередовались со стихотворными строками. Он рассказал, какие реалии отразились в стихотворении «Мотивчик отзвучал, его кладут на дно…». «Мы ехали на такси в Комарово с Ахматовой. И она вдруг сказала: где-то здесь похоронен Зощенко. Я попросил остановить машину, вышел, пересек шоссе. Это было Сестрорецкое кладбище. Прошел метров 10 вглубь от шоссе, и там была могила Зощенко».

Второе воспоминание, «попавшее» в эти стихи, связано с образом друга юности. «Вообще-то говоря, все дело в стихах – это поймать мотивчик», – обронил как-то Бродский в 90-е, во время задушевного ночного разговора. Об этом также рассказал Найман и тут же закономерно перешел к стихотворению «Я знал четырех поэтов...».

Закончив, сообщил, что с тех пор, как написано это стихотворение, еще не было случая, чтобы после чтения кто-то не спросил, кто эти «четыре поэта». И добавил: «Это не викторина, чтобы отгадывать. На этот вопрос я не отвечаю. Это могут быть любые поэты, которых можно идентифицировать как четверку».

Выбор следующего стихотворения – «Картина в раме» – поэт прокомментировал так: «Читаю, потому что полагается мне это стихотворение читать. Иначе какой-то обман происходит – ведь всегда есть хотя бы один человек среди публики, который ждет этого или похожего стихотворения».

После окончания встречи кто-то из слушателей отметил, что поэтом было сказано все, что хотелось услышать. Действительно, Найман был предельно искренен и щедро делился сокровенным. Так, он отметил, что полностью согласен со словами Арсения Тарковского, сказанными им на похоронах Ахматовой, что ее смерть – это конец русской поэзии. «В период от Пушкина до Ахматовой в русской поэзии было качество, которое лучше всего передается такими словами: горло сжимает, когда читаешь стихи». «Чемпионом захватывания горла» Анатолий Генрихович назвал Александра Блока.

О том, что повлияло на его становление как поэта, сказал так: «Здесь первую роль, огромную роль сыграло мое знакомство и потом дружба с Ахматовой. Она абсолютно не учила писать стихи, не учила поэзии, а просто как-то реагировала на наши стихи и сама писала».

После выступления Анатолий Генрихович в окружении своих поклонников прошелся пешком до платформы Малаховка. По дороге поэт то и дело подавал милостыню людям, с регулярностью проходившим вдоль вагона с протянутой рукой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2894
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2542
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1563
У нас

У нас

0
1529

Другие новости