0
1743
Газета Факты, события Печатная версия

19.04.2018 00:01:00

О литературе по чесноку

Даниэль Орлов борется с тотальным враньем

Тэги: проза, московский дом книги, радищев, леонид леонов, ремарк, джозеф хеллер, анатолий ким, честность, обман


проза, московский дом книги, радищев, леонид леонов, ремарк, джозеф хеллер, анатолий ким, честность, обман Даниэль Орлов читал стоя и с выражением. Фото автора

В Московском доме книги (МДК) состоялась встреча с Даниэлем Орловым, во время которой гость из Санкт-Петербурга познакомил столичных библиоманов со своим новым романом «Чеснок». Литературное кафе МДК бесцеремонно меняло одних посетителей на других: из-за непрекращающейся суеты (или из-за вазы с герберами) мало кто заметил долгожданного гостя сразу. Пока Даниэль Орлов беседовал со знакомыми писателями, ведущая встречи Кларисса Пульсон приветливо подмигивала гостям, которые крепко обнимали ее за плечи.

Даниэль Орлов «проделал путь Радищева», чтобы познакомить московского читателя со своим романом. «Я не очень люблю говорить о себе и о книжках, которые написал», – шутил Орлов, однако согласился зачитать некоторые эпизоды, стоя и с выражением – согласно этикету литературного салона. Закончив чтение первого отрывка многозначительными словами «эта повесть не про любовь», автор решил сменить тональность и воскликнул: «Сегодня из МДК приветствую столичных верлибристов – я до вас еще доберусь, ребята!..» По рядам прокатилась волна хохота. На этой веселой ноте Кларисса Пульсон напомнила гостю об обещанном им списке, который по окончании встречи стал новой полочкой в ее проекте «Книги моей жизни» (по сути – аналог рубрики «Главкнига» «НГ-EL»). Из «любимчиков» Орлова Пульсон отобрала самые примечательные экземпляры, которые и обсудила вместе с писателем.

В 9-м классе у юного Даниэля закрутился роман – нет, не с одноклассницей Лидой, – а с «мальчиковой» книгой Георгия Владимова «Три минуты молчания». Роман, по замечанию Орлова, хотя и изобилует «юношескими импринтами», но доступно для подростка выражает авторскую мысль: порой людям не хватает времени осознать, что значит быть людьми. «От книг остается ощущение, и это равносильно собственному жизненному опыту. Мы не помним, что с нами произошло, мы помним только выдох «ух, елки-палки, что со мною было!», – резюмировал Орлов. В список писателя вошел «незаслуженно забытый» «Русский лес» Леонида Леонова, «Время жить и время умирать» Эрих Марии Ремарка, которого Даниэль еще в школе впервые прочитал на немецком. Вместе с Пульсон Орлов обсудил и «Поправку-22» Джозефа Хеллера – книгу о правилах, которые никогда не выполняются. В «избранное» писатель включил фантасмагорическую историю «Луковое поле» нашего современника Анатолия Кима – «человека величайшей культуры и величайшего откровения». Даниэль Орлов поделился теплом воспоминаний из студенческой жизни, когда на геологический факультет вместе с будущим писателем шли мальчишки, начитавшиеся «заразительной мужской литературы» Олега Куваева.

С экранов в Литературном кафе МДК на зрителей внимательно смотрели прозаик Орлов и литературный критик Пульсон. Собеседник Клариссы махал вновь прибывавшим гостям, поздравил старого друга с прошедшим днем рождения. Поэт Евгений Мякишев и поэт и прозаик Андроник Романов, несмотря на многолетнее знакомство с Орловым, ловили каждое слово своего друга, которого, возможно, через десятилетия (а может, и раньше) будут ставить в ряд с Кимом, Куваевым, Ремарком.

«Вся литература в мире запараллелена», – еще в первые минуты встречи сказал Орлов. Его роман «Чеснок», что символично, состоит из пяти частей. В них и кроется правда человеческой жизни, которую исконно русские окрестили «по чесноку»: «Истории, которые сейчас становятся поводом для успеха, – мелкие. Мы попали в область тотального вранья и преуспели в этом. Мы были рады обмануться, но жить так невозможно. Роман «Чеснок» – это книга – восстание против этого».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2818
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1488
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1968
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1525

Другие новости