В Центральном доме литераторов прошел вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Максима Горького. На втором этаже была организована фотовыставка: вот Горький держит на закорках ребятишек, обнимает Екатерину Пешкову (Волжину) – свою единственную законную жену… На следующем стенде – Горький в эмиграции, в разъездах «по Союзу Советов» (одноименная книга путевых заметок, выпущенная в 1929 году). Чуть дальше – Горький с Лениным, с Толстым в Ясной Поляне, в Колонном зале Дома союзов во время Первого съезда советских писателей (1934), организованного самим Алексеем Максимовичем. Благодаря «мастеру философского портрета» Наппельбауму Горький запомнился не только своими произведениями, но и узнаваемыми «калмыцкими» скулами, широким «мальчишеским» носом и вдумчивым взглядом.
Памяти Горького посвятили церемонию гашения блока марок. В ней приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства связи Владимир Шелихов, директор департамента культурного наследия Министерства культуры Юрий Евтюхин, а также президент российского Книжного союза (РКС) Сергей Степашин. Он сказал о Горьком: «Самое страшное с Алексеем Максимовичем случилось, пожалуй, на рубеже 90-х: исчез город его имени, улицы, памятники, книги. Человек умирает тогда, когда о нем забывают». Блоки были подписаны уважаемыми гостями, украшены почтовым штемпелем и заключены в рамки. И тут распахнулись двери Большого зала.
После тезисной речи президента РКС на сцену вышли актеры мастерской Дмитрия Брусникина – вытянутые, выглаженные, лучистые. Они напомнили зрителям, каким было начало жизненного пути будущего классика.
За вступительным словом брусникинцев последовал снятый студентами вузов видеоопрос. Молодые люди делились своими впечатлениями о личности и творчестве писателя, кто-то честно признавался, что не читал Горького, другие вспоминали строки из знакомых со школы рассказов.
После этого на сцену поднялся Павел Басинский – писатель, литературовед и автор наиболее полной биографии Горького. Выступавший подробно остановился на одной из самых весомых пьес своего героя – «На дне», где свое отражение нашла центральная в философии Горького идея сверхчеловека. Басинский заметил: «Масштаб личности Горького подпитывался той загадочной, малоизученной религией человека: в человеке все, человек создал бога... Нет красоты в пустыне – есть красота в душе араба, нет красоты в финских скалах – она есть в душе финна, который наделяет их этой красотой. Но если все в человеке – тогда откуда сам человек?..»
И снова вышли актеры. Они прочли малоизвестные, но очень горьковские произведения: «Страсти-мордасти», «Однажды осенью», «Рождение человека» – простые и жизнеутверждающие зарисовки. По задумке режиссера концерта Марины Брусникиной, чтение чередовалось со старинными русскими песнями.
Андрей Родионов прочитал «Песню о Буревестнике» с накалом и надломом – так, что лист бумаги дрожал в руках широкоплечего поэта.
Следующим вышел рэп-исполнитель Наум Блик, прочитавший свои строчки под рассыпчатый бит, пока на фоне одна за другой сменялись фотографии Горького, – завораживало.
Архивист, старший научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Крючков предоставил на вечер историческую запись голоса Горького во время его выступления на I Съезде советских писателей.
Писатель, филолог, ректор Литинститута Алексей Варламов сказал: «Как ректор я, кроме слов огромной благодарности Горькому, сказать ничего не могу... Горький оплодотворил собой литературное пространство XX века. Превращать Горького в бронзовую фигуру так же нелепо, как закатывать его в асфальт забвения. Горький был живой, страстный, противоречивый и неоднозначный человек».
комментарии(0)