13 марта исполнилось 100 лет со дня рождения писателя, философа, культуролога, эссеиста Григория Соломоновича Померанца (1918–2013). По этому случаю в московском Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей на Донской улице прошла встреча с Зинаидой Миркиной, вдовой философа. Большой зал был переполнен, свободных мест не было. Собрались в основном те люди, которые еще с 90-х годов в течение предыдущих 20 лет приходили сюда на ежемесячные встречи с Миркиной и Померанцем.
Вечер вела сама Зинаида Александровна. Ее рассказ донес до нас живые черты облика мыслителя. Познакомились они на ее даче в подмосковном поселке Отдых, где она читала свои стихи, еще в далеком 1960 году. Тогда Померанц так заслушался, что не давал хозяевам возможности никого накормить, требовал еще и еще поэзии, и это продолжалось до 12 часов ночи. Как он впоследствии ей признавался: «Сначала я перешел в твою веру и только потом увидел тебя». Через шесть месяцев они поженились и вместе шли по жизни 52 года. Она посвятила ему трогательные строчки: «Глаза в глаза/ Ладонь в ладонь,/ И разгорается огонь,/ Который все солнца зажег…»
Как сказала Зинаида Александровна, он сначала сильно и глубоко жил и только потом начал писать. Вдова Померанца вспоминала моменты трудной судьбы Григория Соломоновича: участие в войне, его выступление против Сталина и последующий за этим арест и заключение в Каргопольлаге с 1949 по 1953 год. Именно здесь на одной из обязательных для заключенных прогулок произошла такая сцена: видный профессор с именем заявил, что он самый образованный и значимый в своей области, другой, молодой интеллигент с амбициями, сказал, что он тоже куда умнее большинства коллег. Григорий Померанц, ужаснувшись этой змее тщеславия и зависти в людях, раз и навсегда решил для себя оставаться вторым и придерживался такого кредо всю жизнь. Это было так же тяжело, как вырвать самому себе здоровый зуб. В тот момент в нем умерло эго.
Как свидетельствует Миркина, Померанц – это великая душа, скромная, открытая людям. Он не любил слово «философ». Считал себя мыслителем. В своих трудах Померанц брал идеи от живого духа. Он старался не быть догматичным.
На вечере говорилось о книге «Великие религии мира», где Григорий Соломонович писал: «Все религии в своей глубине едины». Это одно из его утверждений! И другое, важное: «В основе моих смелых поступков был опыт пережитого внутреннего света, опыт преодоления рискованных ситуаций». «Внутренний свет погасил страх бездны», – повторял мыслитель. Зинаида Миркина сообщила о том, что готовится выход «Утенка» – нового, юбилейного издания «Записок гадкого утенка», философской автобиографии Померанца.
В конце вечера Роман Перельштейн, ученик и последователь Григория Соломоновича, рассказал о своей книге, которая готовится к юбилею философа. Зачитал выдержку из нее: «Померанц выдвинул предположение, что XXI век станет веком Святого Духа. Эти слова надо понимать как задачу, которую он поставил перед родственными ему душами, как то, что следует воплотить в жизнь творческому меньшинству».
Поэт Виктор Коллегорский прочел свое стихотворение «Памяти Григория Померанца»: «…Как ангел, в газовую печь/ Нисходишь к детям ты убитым…» (полностью стихотворение читайте в «НГ-EL» от 15.03.16).
На вечере были представлены изданные при помощи Виктора Песелева книги Померанца и Миркиной.
комментарии(0)