Две поэтессы, две соведущие вечера памяти Кирилла Ковальджи Елена Исаева и Галина Нерпина. Фото автора
В Малом зале ЦДЛ состоялся вечер памяти поэта Кирилла Ковальджи, ушедшего от нас около года назад. «Он был мастером поэзии, в том числе коротких стихов, главным редактором нашего журнала «Кольцо А», членом редсовета журнала «Юность», руководителем семинара в Липках, литературным тренером молодых авторов», – сказала ведущая, поэтесса Елена Исаева, открывая вечер.
Поэт Борис Кутенков произнес целую речь о Кирилле Владимировиче: «В его лице я обрел мудрого собеседника и старшего друга. Он умел давать дорогу талантам, даже не похожим на него. Ему было свойственно такое качество, как толерантность. Он умел ценить заслуги своих собратьев, очень много сделал для нашей поэзии. Таких, как он, уже не будет, и заменить его некому». Поэтесса Нина Краснова рассказала о своей давней дружбе с Ковальджи и процитировала афоризмы из цикла «Зёрна»: «Кто меня не ценит, грош тому цена», «Все люди братья, а первые – Каин и Авель», «Один плюс один – получится два или больше», «Из какого прекрасного материала делаются старухи». Затем она прочитала свои строки: «Стихи у Кирилла такие лирические,/ такие они у него кириллические», «В Клубе поэзии без Кирилла/ Муза поэзии стала бескрыла», «Он ушел, оставил этот свет, выполнил свою программу-макси». Краснова передала родственникам Ковальджи «Диплом», присужденный ему членами жюри премии «Писатель XXI века». Главный редактор журнала «Знание – сила. Фантастика» Игорь Харичев говорил о краткостишиях Ковальджи, о его философских сентенциях «Какое будущее у прошлого?», «Осознал. Содрогнулся. Привык» и о его автобиографическом романе. Поэт Евгений Бунимович, который в 80-е годы был старостой студии Ковальджи, из которой вышли поэты Иван Жданов, Александр Еременко, Алексей Парщиков, Нина Искренко, Виктор Коркия, ознакомил со своей публикацией в журнале «Знамя» – о Ковальджи как о поэте и просветителе с «государственным мышлением», как о человеке скромном, невозмутимом и мудром, о его студийцах, за вольное поведение которых ему приходилось отвечать перед чиновниками.
Детский прозаик Федор Гаврин заметил: «Ковальджи прожил долгую жизнь, 87 лет. И самое главное, что можно сказать о нем, это то, что он был очень добрый. У него кроме литературного дара был природный дар: доброта». Ирина Ракина исполнила песню на стихи Ковальджи «Русская тяжелая любовь». Артистка Варвара Рябова продекламировала «Балладу о доме» Ковальджи. Дарья Корнилова прочитала свое стихотворение «Кирилл – лирик», посвященное Ковальджи, а поэтесса Галина Богапеко – два своих стихотворения: «Но ты назло живи, не умирай,..» и «Как вы там? Не знаю…». Поэтесса Елена Дорогавцева охарактеризовала Ковальджи как очень «энергичного» человека, который был «моложе всех молодых».
Сын Кирилла Ковальджи Владимир отметил, что отец всегда «был самим собой, и на работе, и дома», он никого не поучал, но все у него учились чему-нибудь. Он прочитал стихи отца: «Старик… От удивленья то и дело/я замираю. Это я старик?», «Все мне кажется/ в заоблачности авторы/ за судьбой стихов своих следят».
Прозаик Леонид Подольский, главный редактор альманаха «Золотое руно», сказал: «Это был самый замечательный, самый благожелательный, добрый и отзывчивый человек. И очень эрудированный». В паузах между выступлениями стихи Ковальджи читала поэтесса Галина Нерпина. В финале вдова поэта Нина Алексеевна представила последнюю книгу Ковальджи «Поздние строки» и альманах «Муза» № 32, весь посвященный его памяти.
комментарии(0)