Виктор Коллегорский представляет свои лимерики. Фото Ольги Кашкаровой |
Вечер поэта Виктора Коллегорского (Кстати, читайте его стихотвтрение на стр.16), который прошел в литературном клубе «Стихотворный бегемот» на площадке Культурного центра им. Лихачева, был посвящен презентации двух новых книг: сборника лимериков «Клептоман из Ростова» (иллюстрации Виктора Гоппе, предисловие Григория Кружкова) и книги «Внимая ангельскому пенью. Стихи о русской поэзии». Еще в 2015 году на канале «Культура» в цикле «Живое слово» стихотворению «Гумилев» из второго презентуемого сборника была посвящена отдельная передача.
На вечере поэт не только читал стихи, но и коснулся теории стихосложения: на примере поэзии Симеона Полоцкого и стихов из «Букваря» Кариона Истомина пояснил слушателям, что такое силлабика. Знаковым стихотворением автора для многих является то, строчка из которого дала название сборнику: «Блажен юродивый поэт…/ Внимая ангельскому пенью,/ Блаженной Ксении вослед/ Бездомной проплывает тенью». Виктор вспоминал встречи с людьми, повлиявшими на его творчество, много добрых слов было сказано о Сергее Бонди, Михаиле Панове, Михаиле Гаспарове и, конечно же, о Владимире Микушевиче.
Что за явление поэт Виктор Коллегорский? Это редкий сплав большого поэтического дарования и громадных знаний по истории литературы, все это вызывает восхищение. Легкость общения поэта со зрителями, помноженная на эрудицию, – и вот результат: три часа пролетели незаметно.
Стихотворение «Железная просфора. Мать Мария», посвященное Елизавете Кузьминой-Караваевой: «Кем была ты – синицей? черницей?/ Голубицей под Божьей десницей?// Чем ты стала – водою? капелью?/ Вифлеемской звездой над купелью?..» – звучит в авторском исполнении нередко – и каждый раз это удивительно трогательно. Очень жаль, что не прозвучало чудесное: «Большому кораблю – и плаванье большое.../ Он к Машеньке летит – не телом, так душою./ Нелепо, невпопад, не вовремя, не к месту,/ Не зная, что влюблен в чужую он невесту».
Талантливый человек всегда интересен. И надо заметить, Коллегорский добросовестно и с большим трудолюбием «отрабатывает» свой талант. И еще, будучи верен своим кумирам, он возвращает на законное место поэта первого ряда – выпавшего из истории русской литературы Григория Сковороду, который для автора стал примером не только в поэзии, но и в жизненной философии. Имени этого казацкого Робинзона Коллегорский в своей поэзии касается не единожды. Вот строки из его стихотворного цикла «Лик Сковороды», где лирический герой обращается к Сковороде: «Полуфлейтою, полумедузой,/ Мир твоей зачарован флейдузой <…>/ Век твоей бы флейдузе внимал». Григорий же отвечает: «Мир ловил меня, но не поймал». Последняя строка – это автоэпитафия, начертанная на могильном камне великого поэта и философа. Кто еще сможет столь бережно вплести слова учителя в свое стихотворение?
В заключение вечера поэт прочитал несколько лимериков из второй презентуемой книги. И один самых популярных: «Марк Захаров за рюмкою с ромом/ Разрешил всем друзьям и знакомым/ Под икру и блины/ В честь родной старины/ Называть свой театр «Блинкомом».
комментарии(0)