0
1887
Газета Факты, события Печатная версия

22.02.2018 00:01:00

И «Русь», и «Труд», и «Чудеса»

В клубе «Библиофильский улей» отметили юбилей Кустодиева

Тэги: книга, библиофилы, кустодиев, живопись, графика, пушкин, лесков, маршак, салтыковщедрин, лев толстой, алексей толстой, замятин, блоха


Борис Кустодиев был не только прекрасным живописцем, но и самобытным книжным иллюстратором. 	Плакат, выпущенный к заседанию клуба «Библиофильский улей» Национального 	союза библиофилов
Борис Кустодиев был не только прекрасным живописцем, но и самобытным книжным иллюстратором. Плакат, выпущенный к заседанию клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов

В череде юбилейных мероприятий, приуроченных к 140-летию со дня рождения художника Бориса Кустодиева (1878–1927), отметился и клуб «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов. Его участники совершили виртуальное путешествие по художественным мирам прославленного знатока русской народной жизни. Вместе со специалистом по искусству книги 1920-х годов Дмитрием Фоминым собравшиеся познакомились с наиболее интересными работами мастера в области книжной графики.

К началу 1900-х годов относятся первые опыты художника в оформлении книг классиков русской литературы, в том числе Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Льва Толстого. В них Кустодиев еще искал свой стиль и черпал вдохновение в творчестве более маститых современников из круга «Мира искусства». После 1917 года он выработал собственный неповторимый графический почерк, столь полюбившийся библиофилам. Среди жемчужин книжной графики Кустодиева этого периода – рисунки к детским книжкам «Чудеса» и «Приключения стола и стула» Самуила Маршака (1925 и 1924), «Большевик Том» Надежды Павлович (1925), «Медведь-грамотей» Натальи Манасеиной (1928), «Сельский труд» Михаила Павлова (1925) и др. Тогда же он подготовил иллюстрации к произведениям Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Алексея Толстого и др. Среди знаковых работ художника – рисунки для знаменитого библиофильского издательства «Аквилон», где в его оформлении вышли «Штопальщик» Лескова, «Шесть стихотворений Некрасова» (оба – 1922), «Русь» Евгения Замятина (1923).

После теоретической части членам и гостям клуба предложили воочию насладиться его работами. Председатель Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский продемонстрировал автографы, рукописи, оригиналы иллюстраций художника из собственного собрания. Наибольший интерес публики вызвала самодельная суперобложка «Бодлер» работы Кустодиева (холст, масло), оригиналы рисунков к картинкам для раскрашивания «Труд» и «Чудесам», эскиз «Царский скороход» для спектакля «Блоха» по пьесе Евгения Замятина (1924).

Свои кустодиевские сокровищницы приоткрыли старейший московский библиофил Леонард Чертков, журналист Юрий Ростовцев, краевед Гарольд Злочевский и др. Так, первый из них продемонстрировал роскошную подборку календарных стенок, оформленных Кустодиевым, а также наиболее редко встречающиеся книги с его рисунками – «О том, как исцелен был отрок Еразм» (1922) и «Житие блохи» (1929) Замятина.

Под занавес встречи, во время традиционного чаепития, участники заседания желали друг другу, чтобы книги с иллюстрациями и рисунки Кустодиева не переводились в библиофильских собраниях.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1936
У нас

У нас

0
1471
Завтра не пей

Завтра не пей

Надежда Горлова

Ловец снов на пеньке и прочие звенигородские чудеса

0
3044
Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
3372

Другие новости