Ирина Прохорова убеждена, что аналогов созданной ею премии не существует. Фото автора |
5 февраля в московском Гоголь-центре состоялась девятая церемония выбора победителя литературной премии «НОС» («Новая словесность»). За желанную статуэтку боролись Ольга Брейнингер с книгой «В Советском Союзе не было аддерола», Александр Бренер с книгой «Жития убиенных художников», Дмитрий Глуховский с книгой «Текст», Владимир Медведев с книгой «Заххок», Герман Садулаев с книгой «Иван Ауслендер», Алексей Сальников с книгой «Петровы в гриппе и вокруг него», Владимир Сорокин с книгой «Манарага», Станислав Снытко с книгой «Белая кисть», Анна Тугарева с книгой «Иншалла. Чеченский дневник», Андрей Филимонов с книгой «Головастик и святые». Итого – 10 авторов. В то время как в прошлом году было семь номинантов.
Победитель, как и в предыдущие годы (премия вручается с 2009 года), определился в ходе публичных дебатов с участием не только жюри и экспертов, но и литераторов и культурной общественности. «Главный смысл премии «НОС» – ее аналогов не существует – в публичных дебатах», – неоднократно подчеркивала модератор дискуссии Ирина Прохорова.
Как и в прошлом году, жюри не было единым, точнее, спор произошел между жюри и экспертами. И, точно так же, как и год назад, дискутировали и об истории, и о настоящем. Председатель жюри, театральный режиссер Константин Богомолов утверждал, что в новейшей словесности «поиск сместился в сторону смысла» – писатели перестали обращаться к минувшему, их интересует разворачивающийся на наших глазах «метафизический кризис, кризис цивилизаций». Ему возражала координатор коллегии экспертов, литературный критик Анна Наринская, не считавшая, что современная литература рассталась с прошлым. В ходе обсуждения были и другие споры (а зачастую и перепалки), например, о ценности номинированного на премию «Жития…» Бренера.
Неудивительно, что именно в ходе одного из таких столкновений определились и фавориты: жюри предпочитало Сорокина и Сальникова (их разделял всего один голос); эксперты единогласно проголосовали за Снытко. Следует отметить, что Сорокин один раз уже был победителем премии (2010), а в этом году уже удостоился (в третий раз) «Приза читательских симпатий» (ранее – в 2009-м и 2014-м). Поэтому был риск определенной «усталости» от популярного беллетриста. Кроме того, некоторые эксперты и члены жюри отмечали, что «Манарага» слабее ранее им написанных произведений, а его лидерство обусловлено былыми заслугами.
Тем не менее именно последний роман принес Сорокину второй «НОС». Может быть, потому, что прав был Богомолов: современная литература вновь обратилась к философским вопросам, и Сорокин просто не согласился со знаменитой максимой Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, получив премию еще раз.
комментарии(0)