0
2143
Газета Факты, события Печатная версия

08.02.2018 00:01:00

В одну премию дважды

«НОС» вновь достался Владимиру Сорокину

Тэги: проза, владимир сорокин, дебаты, гераклит, константин богомолов


Ирина Прохорова убеждена, что аналогов созданной ею премии не существует. 	Фото автора
Ирина Прохорова убеждена, что аналогов созданной ею премии не существует. Фото автора

5 февраля в московском Гоголь-центре состоялась девятая церемония выбора победителя литературной премии «НОС» («Новая словесность»). За желанную статуэтку боролись Ольга Брейнингер с книгой «В Советском Союзе не было аддерола», Александр Бренер с книгой «Жития убиенных художников», Дмитрий Глуховский с книгой «Текст», Владимир Медведев с книгой «Заххок», Герман Садулаев с книгой «Иван Ауслендер», Алексей Сальников с книгой «Петровы в гриппе и вокруг него», Владимир Сорокин с книгой «Манарага», Станислав Снытко с книгой «Белая кисть», Анна Тугарева с книгой «Иншалла. Чеченский дневник», Андрей Филимонов с книгой «Головастик и святые». Итого – 10 авторов. В то время как в прошлом году было семь номинантов.

Победитель, как и в предыдущие годы (премия вручается с 2009 года), определился в ходе публичных дебатов с участием не только жюри и экспертов, но и литераторов и культурной общественности. «Главный смысл премии «НОС» – ее аналогов не существует – в публичных дебатах», – неоднократно подчеркивала модератор дискуссии Ирина Прохорова.

Как и в прошлом году, жюри не было единым, точнее, спор произошел между жюри и экспертами. И, точно так же, как и год назад, дискутировали и об истории, и о настоящем. Председатель жюри, театральный режиссер Константин Богомолов утверждал, что в новейшей словесности «поиск сместился в сторону смысла» – писатели перестали обращаться к минувшему, их интересует разворачивающийся на наших глазах «метафизический кризис, кризис цивилизаций». Ему возражала координатор коллегии экспертов, литературный критик Анна Наринская, не считавшая, что современная литература рассталась с прошлым. В ходе обсуждения были и другие споры (а зачастую и перепалки), например, о ценности номинированного на премию «Жития…» Бренера.

Неудивительно, что именно в ходе одного из таких столкновений определились и фавориты: жюри предпочитало Сорокина и Сальникова (их разделял всего один голос); эксперты единогласно проголосовали за Снытко. Следует отметить, что Сорокин один раз уже был победителем премии (2010), а в этом году уже удостоился (в третий раз) «Приза читательских симпатий» (ранее – в 2009-м и 2014-м). Поэтому был риск определенной «усталости» от популярного беллетриста. Кроме того, некоторые эксперты и члены жюри отмечали, что «Манарага» слабее ранее им написанных произведений, а его лидерство обусловлено былыми заслугами.

Тем не менее именно последний роман принес Сорокину второй «НОС». Может быть, потому, что прав был Богомолов: современная литература вновь обратилась к философским вопросам, и Сорокин просто не согласился со знаменитой максимой Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, получив премию еще раз.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бить шканделяброй

Бить шканделяброй

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

Прозаику и поэту Евгению Лукину – 75 лет

0
5267
Из райкома он шел под дулом

Из райкома он шел под дулом

Вячеслав Огрызко

Тайны рождения и детства чукотского писателя Юрия Рытхэу

0
5442
Змея куда-то отползла и мне оставила ползла

Змея куда-то отползла и мне оставила ползла

Николай Фонарев

Первый вечер Гостиной Союза писателей XXI века в «год неприятного пресмыкающегося»

0
2912
Питон раздора

Питон раздора

Сергей Конышев

Жестокая история о чате подъезда, змеебоязне и еже-террористе

0
5812

Другие новости