Директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин с горечью говорил о ХХ веке. Фото Юлии Горобец
В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына состоялся вечер, посвященный новому двухтомному изданию книги Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». Это первое проиллюстрированное издание произведения. Петербургский художник Иван Задорожный создал 74 иллюстрации – галерею образов, этапов жесточайшего 18-летнего пути автора. Непрерывный и, возможно, становящийся еще плотнее от проблесков надежды ужас этого пути художнику удалось передать и метафизически, и реалистически. Оригиналы иллюстраций представлены на выставке, открывшейся в день презентации. Дополняют экспозицию архивные материалы семьи Гинзбург-Аксеновых.
Перед началом актриса театра «Современник» Татьяна Корецкая, участница спектакля по книге, поставленного Галиной Волчек, прочитала главу «Этот день» – о дне ареста, разрубившем человеческую жизнь.
Открыл вечер директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин. Он поблагодарил издательство «Вита Нова» за прекрасное с научной и эстетической стороны издание и сказал несколько горьких слов о ХХ столетии – самом катастрофичном веке в истории страны, о понесенных человеческих потерях.
Художник Иван Задорожный рассказал о своей работе, о главном чувстве, которое он передавал, иллюстрируя эту книгу; это чувство, наполнившее весь образный ряд, – страх, великий страх.
Антонина Аксенова, дочь Евгении Гинзбург, показала на экране несколько фотографий и рассказала о судьбе членов семьи Гинзбург-Аксеновых.
Как читатель, на которого раз и навсегда повлиял «Крутой маршрут», выступил режиссер Павел Лунгин. Он сказал, что пришел разделить волнение и любовь к этому произведению – огромному человеческому документу. «Мы не сможем до конца постичь силы этого зла, – сказал режиссер, – но сейчас я вижу возрождение мечты о господстве и подчинении, она возвращается в голосах, оправдывающих Сталина. Нет покаяния, нет осознания жестокости... А надо помнить, что зло есть зло, несмотря на свет этой книги. Свет характера Евгении Гинзбург, сквозящий в каждой странице, добрый, человечный характер, спасший ее в аду».
Режиссер Марк Розовский с горькой артистичностью исполнил песню «Ворон» поэта Виктора Бокова – тоже лагерного сидельца. Розовский говорил о судьбе своего поколения, о тех жертвах, которым посчастливилось остаться на свободе, – тоже жертвах. Безотцовщина, вдовство, сломанные семьи, все это идет в общий преступный счет. «Сейчас, – сказал Розовский, – в обществе есть нескрываемые сталинисты и фашисты. Есть теория крепкой руки, вождизм, все эти веяния от бескультурья, от незнания. И теперь вопрос: а жертвы ли те, кого называют жертвами политических репрессий? Нет, они не жертвы, они герои, они смотрят нам в глаза, они ждут от нас честности, искренности, правды, а все остальное – ложь и подлость». И настоящей болью прозвучали его главные слова: «Мы не выполнили свою главную задачу. Мы должны были все рассказать».
Главный хранитель «Мемориала» Ирина Островская говорила о «Крутом маршруте» как о самой читаемой в самиздате книге, о том, что женское перо – самое пронзительное, и Гинзбург (а ее книга была первая) помогла многим прошедшим страшный путь решиться на воспоминания. Литературовед, исследователь творчества Аксенова Виктор Есипов зачитал отрывок из предисловия Василия Павловича к книге профессора Литвинова – о чувствах сына, читающего дело своей матери в архиве КГБ.
Поэт Константин Кедров прочитал стихи и поддержал Розовского в том, что их поколение не выполнило свой долг: «Мы не объяснили, что это за морок был такой, наверное, потому, что у нас самих это так и не улеглось в голове, и нет этому понимания».
Вечер закончился фрагментом из спектакля «Крутой маршрут».