0
1360
Газета Факты, события Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Классик невезения

Тэги: поэзия, мейерхольд, эдгар по, гете, великая отечественная война, репрессии


Историк литературы Владимир Дроздков вернул из небытия Василия Федорова и его поэзию. 	Фото Николая Носова
Историк литературы Владимир Дроздков вернул из небытия Василия Федорова и его поэзию. Фото Николая Носова

Серебряный век стал темой 16-й встречи литературного клуба «Некрасовские пятницы». Речь шла о фатально забытом поэте Василии Федорове в связи с выходом первого свода его сочинений «Усталое небо». «Хотя Федоров рожден в прогале между Блоком и Гумилевым, его сегодня если и можно назвать классиком, то – лишь классиком невезения», – так охарактеризовал эту фигуру постоянный ведущий клуба Сергей Нещеретов. С ранних литературных шагов Василий Павлович сохранил верность своей невзрачной родовой фамилии (тогда как его поколение повально поддалось моде на псевдонимы) и страдал от обидных эпиграмм вроде «Кто не знает стихи Федорова Василия? Так же оригинальны, как его фамилия» (на вечере упоминалось о том, что у него было два тезки-современника – театральный режиссер из круга Мейерхольда и благополучный советский лирик). Придерживаясь крайне консервативного подхода к поэтическому ремеслу, в 1920-х годах Федоров был вытеснен из литературы, однако достиг немалых успехов в профессиональной области (он имел университетский диплом физика). Неосторожная фраза, которую он обронил в московской пивной незадолго до Великой Отечественной войны, вызвала его арест и скорую гибель в концлагере.

Между тем Федоров неплохо владел стихотворной формой (писал чеканные сонеты), перевел одним из первых среди российских литераторов «Ворона» Эдгара По, пытался после Октябрьской революции наладить деятельность Ордена дерзо-поэтов, задушенного властями.

Поэт Владимир Александров предложил любопытную трактовку творческих принципов Федорова как «поэтики ограничений». К этому высказыванию Нещеретов присовокупил девиз-афоризм «В ограниченье мастер познается» из сонета «Природа и искусство» Гете (не случайно Федоров брался переводить и его). Со своей оценкой Федорова и чтением его строк выступили Борис Романов, Максим Скороходов, Владислав Резвый.

Кульминацией вечера явился обстоятельный рассказ историка литературы Владимира Дроздкова, который, сумев ознакомиться в 1990-х в соответствующем архиве с уголовным делом Федорова (кстати, до сих пор не реабилитированного), заинтересовался его текстами, осуществил ряд прорывных публикаций. Он указал на высокую вероятность общения в Петрограде Федорова с Гумилевым и на перекличку между «Заблудившимся трамваем» и написанным намного раньше стихотворением Федорова «Трамваи».

Презентация «Усталого неба» плавно перешла в представление вышедшей на днях новой книги Федорова, созданной на основе единственного уцелевшего экземпляра его рукописного стихотворного сборника 1921 года «Перекресток». Книгу, которая издана под эгидой Государственного музея В.В. Маяковского, продемонстрировал залу хранитель музейных фондов Дмитрий Карпов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1452
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3351
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2439
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1959

Другие новости