Писатель Платон Беседин старательно избегает политики. Фото Алексея Нешина
В начале сентября вышла книга «Дети декабря» писателя и публициста Платона Беседина. Это – антивоенный роман в пяти повестях. В аннотации сказано, что в «Детях декабря» войны и конфликты исследуются на разных уровнях. Меж тем ряд критиков поспешили увидеть в романе художественное исследование событий в Украине и в Крыму, а кто-то даже прочел книгу сугубо с политических позиций. Впрочем, были и другие оценки, рассматривающие роман «Дети декабря» как своего рода сагу о личных и семейных противоречиях, складывающихся в единый глобальный конфликт, разрешить который можно лишь на уровне простых людей… О чем на самом деле «Дети декабря», в чем их, если угодно, сверхидея, Платон Беседин рассказал на прошедших недавно презентациях книги. Первая из них состоялась на Московской международной книжной выставке-ярмарке. Позднее Беседин представил «Дети декабря» в книжных магазинах Москвы, Иркутска и Санкт-Петербурга. В презентациях также приняли участие прозаик Роман Сенчин и поэт Арсений Молчанов (Арс-Пегас).
Представляя книгу, отвечая на вопросы читателей, Платон Беседин подчеркнул, что в роман вошли истории реальных людей, терзаемых различными войнами и конфликтами, и главной задачей автора было донести их судьбы без лишнего пафоса и нарочитости.
Действительно, наверное, только так, через живые истории живых людей, и можно уничтожить нынешнюю социальную матрицу, выстроенную из телевизионных штампов и политических лозунгов. «Я хочу, – сразу же сказал Беседин, – чтобы, когда нас в очередной раз звали на баррикады или убеждали в священности очередной войны, мы помнили, что за любыми призывами стоят судьбы простых семей, их боль, их трагедия». Роман «Дети декабря», по мнению автора, это поиск третьей правды, роман о тех, кто, вспоминая Юрия Трифонова и его книгу «Старик», находится посередке, между ангелом и бесом.
Беседин признался на презентации: «Мне не нравится словосочетание «чувство вины», хотя оно и верно, но от него важно перейти к чувству глубокой личной ответственности за происходящее. Вся эта бессмысленная чавкающая политика ничего не стоит, когда проявляются милосердие и сострадание. Важно найти общий язык – на всех уровнях. И, собственно, книга «Дети декабря» написана о поиске данного языка».
Схожую мысль высказал и писатель Михаил Липскеров, побывавший на одной из презентаций: «Платон представляет собой редкую для нынешней России породу людей: он ни в коем разе не большевик. В бурных размежеваниях, физических и моральных кровопролитиях он ищет свою правду в словах и действиях противоборствующих лагерей. На основе которой можно друг с другом разговаривать без мордобития. С ним можно говорить и находить точки соприкосновения, а не ковыряться с наслаждением в ранах, нанесенных друг другу. И эту точку он нашел. Это – русский язык, который мы в «кто не с нами, тот против нас» можем уничтожить. Платон понял, что с уничтожением русского языка будет уничтожен и «русский мир», какую бы территорию ни занимала гипотетическая Россия. Вот в чем, как я понял, и есть сверхсверхидея «Детей декабря».
Читателей же, пришедших на презентации, интересовали вопросы и политические, и социальные, и литературные. Беседин предпочитал говорить о литературе и заявил, что главной точкой консолидации для нашей страны была и остается русская литература: «Она дает нам охранные коды, благодаря им мы и можем понимать друг друга. Перефразируя Достоевского, русская литература – это то, что наш человек может предъявить перед Богом».
Что тут скажешь? Разве что – да будет так, а мы все, люди пишущие и читающие, приложим к этому усилия.