«Охотничий уголок» Михаила Пришвина. Фото автора
Нынешней осенью Государственный музей А.С. Пушкина в Москве отмечает 60-летие. Правительственный указ о создании музея был подписан 5 октября 1957 года. А через несколько лет в его залы пришли первые посетители. За шесть десятилетий музей совершил впечатляющую эволюцию. Из небольшой коллекции пушкинских реликвий и предметов ХIХ столетия, собранных энтузиастами с миру по нитке, он постепенно превратился в крупный литературно-культурный центр, известный далеко за пределами столицы. В главном здании на Пречистенке и в нескольких филиалах регулярно проходят выставки, концерты, литературные вечера, презентации новых книг, научные собрания; организуются экскурсии по пушкинским местам России.
К юбилею музей подготовил обширную разноплановую программу, о чем журналистам подробно рассказали на пресс-конференции. Директор музея Евгений Богатырев анонсировал выставку «Московский дом Пушкина: страницы истории», которую откроют в начале октября. В том же месяце из Санкт-Петербурга приедет выставка «Домик Нащокина» – о ней поведал директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов. В мезонине посетители уже сейчас могут увидеть выставку графических работ Александра Клюндера – этот художник в 30-е–40-е годы ХIХ века портретировал гвардейских офицеров, в том числе гусарского поручика Михаила Лермонтова. Впервые в истории работы Клюндера, рассеянные по музейным и частным коллекциям, собраны в рамках единой экспозиции. 5 октября в усадьбе прозвучит музыка композиторов ХIХ века, произведения поэта прочтут артисты, гостей ждут мастер-классы, кинопоказы и даже дегустации. «Этот музей – серьезная культурологическая площадка. Здесь собираются люди, тяготеющие к серьезной классической культуре. В музее Пушкина всегда есть над чем подумать, всегда есть что обсудить в кругу коллег, единомышленников», – резюмировал глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
Юбилейный сезон открыла выставка «С ружьем и лирой. Охота и русская литература». Сентябрь – традиционная охотничья пора. Отечественные писатели били бекасов, подстерегали зайца, ходили на медведя (а Гумилев в Африке – даже на льва). И мастерски описывали охоту в своих произведениях: вспомним страницы «Войны и мира», «Анны Карениной», «Дубровского». Открывая выставку, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак заметил: «Охота – это не случайное увлечение, не просто отстрел дичи. Это «воинская забава», как писал еще Владимир Мономах. Это ритуальный поединок с природой. У русской охоты множество смежных значений, дополнительных глубоких смыслов». В экспозиции, среди прочего, представлены охотничьи принадлежности Тургенева, Шолохова, Пришвина, первая публикация рассказа Александра Куприна «Вальдшнепы» в парижской газете «Возрождение», отдельное издание повести Чехова «Драма на охоте». Ружья, пороховницы, ягдташи, охотничьи трофеи придают выставке особый колорит. Кажется, из-за стенда с портретом Некрасова вот-вот выйдет поэт в высоких болотных сапогах и взовьется стая диких уток…