Дмитрий Овсянников в поисках мельницы Сампо. Фото Дмитрия Мальцева |
Очередным гостем литературного клуба «Классики XXI века» Библиотеки им. А.П. Чехова стал писатель Дмитрий Овсянников. Он родом из Омска, окончил юридический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Писать начал в 18 лет. Первой пробой пера были стихи. Его работы публиковались в коллективных сборниках «Иртыш – Омь», «Тарские ворота», ежемесячном журнале «Литературный ковчег». В 2015 году он стал лауреатом Литературной премии им. Ф.М. Достоевского в номинации «Проза».
В этот вечер в Чеховском культурном центре состоялась презентация его романа «Осколки Сампо», основанного на сюжете карело-финского эпоса «Калевала». Художественный замысел романа, по словам писателя, рожден хорошим знанием текста и любовью к карело-финскому эпосу, там Дмитрий черпал вдохновение, искал ключи к художественным образам, выстраивал свою мифологию. Выходу книги предшествовала большая исследовательская работа, связанная и с историей, традициями, культурой карелов и саамов на рубеже IX–X веков. Писатель настолько глубоко был погружен в эпоху, что роман, несомненно, помимо художественной ценности обладает еще и достоинствами культурологического исследования. По прочитанным отрывкам и авторскому рассказу собравшиеся получили представление о произведении.
«Осколки Сампо» – это роман, в котором быль переплетается с небылью, рождаются древние руны и легенды. Вера в легенды в те давние времена была такой сильной, что карельские селяне и шведские викинги могли запросто отправиться на поиски волшебной вещи – чудесной мельницы, которая мелет и золото, и счастье, и все, чего ни пожелаешь. В погоне за мечтой, которая нам показалась бы сказкой, люди не жалели ни сил, ни даже жизни, но в каждой сказке есть доля правды, и тот, кто ищет, обязательно что-нибудь найдет. По страницам романа бродят Вяйнемейнен, Лемминкяйнен, Илмаринен, Лоухи. Герои ловят чудесного лося Хийси и думают, как бы похитить чудесную мельницу, источник всеобщего благоденствия, ругают мрачную Похъелу, в которой люди злы и мстительны. С небес на них взирает громовержец Укко. А где-то среди простого народа живет сказитель Антеро. Желая разгадать загадку Сампо, он со своим племянником отправляется в путь, им предстоит встретиться с финскими племенами и пережить множество приключений.
Дмитрия спросили: «В Осколках Сампо» действуют сказочные персонажи, герои мифов, обычные люди, все перемешано, а есть ли какое-то принципиальное отличие сказки от фэнтези?» – «Мне кажется, – ответил он, – что стремление к большей степени реализма отличает фэнтези от сказки. Этот литературный жанр, основанный на мифологическом материале, в том числе на сказках, возник позже – согласно изменившемуся мировосприятию людей, по-прежнему жаждущих чудес, но не желающих принимать чудеса на веру и ищущих объяснений для всего. Недаром фэнтези развивалось почти одновременно с научной фантастикой. Поэтому в образцах хорошего фэнтези тщательно прописывается мир, много внимания уделяется его быту, социальному устройству, философии и психологии, чего не встретишь в сказке».
Еще был вопрос: «Есть ли среди литераторов маяки, на которые хотелось бы равняться?» – «Назову роман братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», – сказал автор. – По-моему, НИИЧАВО – неиссякаемый источник фантазии».
Дмитрий поведал, что у него в работе второй роман, тоже в жанре фэнтези, но с другими героями и иным фантастическим сюжетом. На вопрос читателя «Есть ли в творческих планах написание произведения, отражающего современные реалии?» Дмитрий ответил отрицательно, сославшись на то, что все самое интересное в жизни – это то, что происходит с человеком, а он, по мнению писателя, мало изменился за последние столетия. И подкрепил слова цитатой из своего романа: «Неужели правы те умники, что говорят, будто все дела в жизни повторяются, ходят по кругу? Ведь так уже было прежде. Ко двору хозяйки Похъелы во главе ватаги удальцов уже являлся рунопевец из Сувантолы, и не было равных ему в искусстве заклинательных песен. Он говорил о Сампо, убеждал Лоухи отдать чудесную мельницу, получив отказ, грозился отнять силой... О, старый Вяйне, будь неладно тебе и твоим потомкам!»