Читая про Элвиса Пресли, Алексей Кащеев в некоторые моменты сам напоминал Элвиса. Фото автора
В клубе «Вермель» прошла презентация первой поэтической книги Алексея Кащеева «Восемнадцать плюс» (о книге см. на стр. 9). Книгу эту наверняка многие ждали, потому что поэт, который является по основной профессии нейрохирургом (и успешным), уже получил признание среди московской публики, да и не только. Известность пришла в том числе благодаря участию в поэтических слэмах.
На обложке с остерегающим названием-грифом – отзывы поэтов Сергея Гандлевского и Льва Оборина. Первый характерной чертой стихов Алексея называет человечность, второй подчеркивает «путешествия по карте экстремальных человеческих эмоций». Но и то и другое, по сути, можно сложить и на выходе получить – искренность. Черта, которую ни с чем не спутаешь. Часто именно она становится инструментом в обнаружении болевых точек, пограничных состояний. Даже можно сказать – скальпелем. Поэтому стихи Алексея Кащеева читать и страшно, и увлекательно. Как триллер.
Небольшой зал в «Вермеле» не вмещал всю публику, желающую услышать Алексея: люди толпились у входа, и все время требовались дополнительные стулья. В числе слушателей были поэты Юлий Гуголев, Аркадий Штыпель, Мария Галина, Дмитрий Плахов, Людмила Вязмитинова.
Организатор и ведущая поэтесса Дана Курская представляла героя вечера в свойственной ей шутливо-ироничной манере, чуть-чуть провоцируя автора и смеша публику. Чтения Алексея Кащеева, которые он называл по-спортивному «сеты», перемежались выступлениями друзей-поэтов – Виталия Пуханова, Анастасии Векшиной, Вероники Гудковой, Данилы Давыдова. Владимир Жбанков отметил, что Кащеев – один из немногих поэтов, чьи стихи запоминаются наизусть и всплывают в памяти в самых неожиданных местах, например на судебном заседании.
Среди прочитанных Алексеем вещей были «пока я таскал на себе свой нелегкий крест» – ироническая фантазия о синтезировании психически здоровых людей, «мой прадед был артиллеристом» – осмысление военных подвигов предков, «длинная баллада об элвисе пресли» (во время чтения поэт сам немного напоминал Элвиса), «в тот вечер мы», «говорят, для того чтобы». Хочется привести обширную цитату из последней вещи. Почему? Потому что именно она иллюстрирует прикосновение к пограничному, знобкому, неведомому – тому, что пугает и привлекает, не давая оставить игру: «вот и я беспокоюсь что завтра будет со мною/ но гораздо сильнее меня беспокоит иное/ с детства ко мне прилетает какая-то птица/ то ли лазоревка то ли такая синица/ с желтыми крыльями и синим пятном на голове/ летом она поджидает меня в траве/ зимой сидит на веточке возле окна/ я не могу понять для чего она/ не поет не ищет себе подружки/ не подлетает к кормушке/ не стучит в окошко/ не боится соседской кошки/ не стареет хотя мне уже под тридцать/ в общем ведет себя не так как положено птице/ это не пошлый журавль с крыши сельпо/ это не ворон Эдгара Аллана По/ это что-то другое я точно знаю/меня беспокоит почему она прилетает/ словом либо/ я слишком сентиментален/ к запаху цвету звуку/ либо пока/ недостаточно сильно/ мне заломили руку». Вечер удался. Поздравляем Кащеева и читателей – с книгой.