Гузель Немирова собрала всех географически доступных участников товарищества. Фото Искандера Кузеева |
В филиале Литературного музея в Трубниковском переулке состоялся вечер объединения «Осумбез». Проходил он в рамках выставки «Литературная Атлантида», рассказывающей о писательской жизни Москвы 1990–2000-х годов. Так получилось, что по дате вечер оказался близок к пятнадцатилетию Осумбеза.
Товарищество мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы» (Осумбез) было создано 4 июля 2002 года Мирославом Немировым. В товарищество входили Гузель Немирова, Софроний, Максим Белозор, Всеволод Емелин, Андрей Родионов, Дмитрий Данилов, Владимир Нескажу, Герман Лукомников и еще многие-многие. Действовало объединение до осени 2005 года. Это если формально, неформально – продолжает действовать до сих пор, распространяя свое воздействие на все новых и новых людей, с февраля 2016-го уже, к сожалению, без самого Мирослава Немирова.
Организовала вечер Гузель Немирова. Ей удалось собрать почти всех географически достижимых участников товарищества. В начале вечера Гузель предложила всем выступающим рассказать о своем знакомстве с Осумбезом, о влиянии Осумбеза на их жизнь и творчество и о месте Осумбеза в российской (и мировой) культуре.
А дальше все пошло так, что получился не вечер воспоминаний, не череда выступлений, не какая-то «дискотека 80-х», а действительно возрождение товарищества, пусть и на один день.
Была такая легенда в среде советских битломанов: после смерти Леннона трое оставшихся участников группы собрались и записали песню «Где-то в Англии», эта запись очень-очень редкая, но кто-то где-то ее слышал, и звучит она в точности как настоящая песня The Beatles. Не знаю, правда это или нет, но в случае Осумбеза получилась правда.
На вечере выступили Андрей Родионов, Владимир Нескажу, Александр Краснов, Георгий Манаев, Антон Ботев, Всеволод Емелин, Павел Круг, Данил Файзов и др. И главное – Мирослав Немиров в видеозаписи.
Очень важные и правильные слова сказал Владимир Нескажу. Он вспомнил книгу про охотника на крокодилов, который охотился со старым раздолбанным взрывоопасным ружьем и отказывался пользоваться современным оружием, потому как с современным оружием очень быстро никаких крокодилов не осталось бы. Так и Осумбез – если бы превратился в массовый «конвейер успеха», в коммерчески выгодное предприятие, то очень скоро осталась бы от него одна коммерческая выгода и никакой живой жизни. А так – вот она, эта живая жизнь, перед вами.
Этим, кстати, и объясняется почти полное отсутствие материалов об Осумбезе на выставке «Литературная Атлантида». Осумбез не Атлантида, он не затонул, он жив и продолжается.
Ну и, конечно, после закрытия Литературного музея вечер продолжился, перемещаясь по дворам Трубниковского переулка. С перекрестными разговорами, с чтением стихов, пением песен в положении стоя, сидя и лежа, с провожаниями-возвращениями.
В общем, никто не потерялся, все благополучно завершилось. Точнее, будем надеяться, не завершилось.