Всеволод Емелин и Лев Рубинштейн – тоже живые экспонаты выставки «Литературная Атлантида». Фото автора
В Доме И. С. Остроухова в Трубниковском переулке проходит выставка «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х». Необычный экспозиционный проект подготовили автор художественной концепции Олег Николаев, кураторы Данил Файзов, Юрий Цветков (представляющие одновременно Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и проект «Культурная инициатива»), Наталья Реброва и другие сотрудники музея. Организаторы, как утверждается, осуществили первую попытку музеефикации и, соответственно, осмысления и структурирования литературного процесса нескольких последних десятилетий. На открытии поэт Михаил Айзенберг иронично поздравил присутствующих – мол, ну вот и стали мы музейными экспонатами.
Попадаются на глаза: номер культурно-просветительской газеты «КультProсвет» за 2006 год, где интервью с Данилой Давыдовым «Культура недемократична», литературная газета «Благонамеренный кентавр» с публикациями на первой полосе двух таких полярных авторов, как Юрий Арабов и Дмитрий Пригов, альманахи и афиши литературной группы «Алконостъ» 1989 года со стильным уведомлением «Выступающие разольют культовые напитки российской творческой интеллигенции» и, конечно, первый номер газеты «НГ-Ex libris» за январь 1997 года. Вот яркая каска, подаренная книжному магазину «Фаланстер» на открытии после пожара, вот документация литературных перформансов Николая Байтова, Светы Литвак, Ры Никоновой и Сергея Летова, вот штаны, расписанные Дмитрием Авалиани.
Вехи литпроцесса разложены по полочкам-годам – открытие клуба «Проект ОГИ» и Первый международный фестиваль «Биеннале поэтов», открытие клуба Bilingua, учреждение премии «Поэт», первый фестиваль актуальной поэзии «Стрелка» (Нижний Новгород), выход первого журнала «Воздух» и т.д. И, конечно же, издательства, пестрящие обложками книг, – Борис Рыжий, Алексей Цветков, Алексей Кубрик, Александр Скидан, Геннадий Каневский, Анна Горенко, Дина Гатина, Николай Звягинцев, Геннадий Айги и др. Стилевая особенность оформления: предмет обихода книжного магазина – картонные коробки. В этих концептуальных окладах – символические «домики» литературных объединений. Здесь и Орден куртуазных маньеристов, и рок-кабаре «Кардиограмма» Алексея Дидурова, и недолго существовавший в 60-е «СМОГ», и открывшаяся в 1980-м студия Кирилла Ковальджи, и созданное Константином Кедровым «Добровольное общество охраны стрекоз», и альманах «Метрополь», и Лианозовская группа.
На круглом столе «Атлантида: языки описания» литераторы обсудили проект, пофилософствовали на тему литпроцесса 90-х. Михаил Айзенберг отметил, что здесь мы видим «историю как хронологию», которая «становой хребет», возрождающий память, но обозначил и спорные моменты, например, что временные даты непонятны – надо бы начать с 1985 года, когда стартовали клуб «Поэзия» и клуб «Московское время». Шел разговор о формате объединений – в одном случае это были закрытые чтения для своих на кухне и в мастерской, в другом – практиковали выход на публику. Тему продолжил Евгений Бунимович, подчеркнувший выявившийся в то время «блок» – непонимание публики и автора. Николай Байтов говорил о «карнавальной» эпохе 90-х, в которой было много стихийности, праздника, когда все определяли фестивали, а не конкурсы и премии. Иван Ахметьев подверг сомнению концепцию «Атлантиды»: что же получается, в 90-е было нечто великое, незавершенное и оно затонуло? Нет, это не так: в то время, отметил он, произошло усвоение опыта эмиграции и андеграундной литературы. Он предложил определить пространственные границы: идет ли речь только о Москве? Говорили и о прочих упущениях: руководитель салона «На Самотеке» Дмитрий Дмитриев спросил: а где, простите, клуб «Букберри» Глеба Шульпякова? Но, похоже, всех примирили два тезиса: Натальи Поповой - «Когда есть текст, легче туда что-то добавлять» – и литературоведа Сергея Дмитренко – «Песчинка собирает жемчужину».
Выставка проходит в филиале ГЛМ «Дом Остроухова в Трубниках» (Трубниковский пер., 17) до 11 сентября.