Константин Кедров читал наизусть как свои стихи, так и чужие. Фото Константина Воровича |
В помещении Государственного литературного музея в Трубниковском переулке прошел вечер поэта, литературоведа, куратора клуба «Некрасовские пятницы» Сергея Нещеретова, названный «Три семерки». Хотя название «украдено» у легендарного винного напитка, гостей вечера могли посетить ассоциации не алкогольные, а скорее гастрономические.
Программа была выстроена как бы по принципу трапезы. Первым блюдом стал «слоеный пирог» – семь лирических стихотворений Нещеретова, прочитанных им вперемежку с семью текстами семи поэтов – Николая Некрасова, Вадима Шершеневича, Михаила Зенкевича, Дмитрия Кедрина, Евгения Евтушенко, Иосифа Бродского, Константина Ваншенкина. Об отношении к каждому из них Нещеретов высказался в лаконичной и динамичной манере. Собственные стихи, которые объединяет нота скептического созерцания жизни в ее непоправимых противоречиях («Пичуга, причисли кручину/ к загадкам небесных дорог,/ где стелет озона овчину/ на мраморе туч тенорок»), он оставил без комментариев, зато в спонтанно возникшем вскоре диалоге с залом дал мини-характеристики Ивану Бунину, Марине Цветаевой, Андрею Вознесенскому и др.
«На второе» Нещеретов пригласил собравшихся отведать жанр, давно не оставляющий его равнодушным: «Эпиграмма – это антипоэма, это спичечный коробок, в который при умении можно запихнуть слона». Он прочел серию своих весьма перченых эпиграмм в адрес нескольких современных литераторов. Процитируем здесь самую умеренную – «Прозаику Алексею Иванову»: «Он друг оплевам и обновам,/ подметки рвет и густо прет./ Но кто родился Ивановым,/ тот Ивановым и умрет».
«Десертом» события стали реплики писателя Юрия Безелянского и поэта Владимира Александрова. А бард Валерий Сорокин исполнил три песни на стихи Михаила Зенкевича, с которым виновник вечера находится в прямой родственной связи.
Второй сезон клуба «Некрасовские пятницы» завершился вечером «Зато и заодно» поэта Константина Кедрова, который в этом году отмечает 75-летие. Отведенное ему время он использовал с максимальной эффективностью, продемонстрировав разные грани своей многолетней литературной одиссеи: он читал избранную лирику и фрагменты поэм (включая наиболее известные тексты – «Компьютер любви», «По комнате бродит медведь тишины…», «Невеста лохматая светом…»), рассказывал о разработанной им теории метаметафоры (равно как о посторонних попытках исказить ее или присвоить) и о своих ближайших соратниках (включая Андрея Вознесенского и Алексея Парщикова, чьи строки, так же как свои, читал исключительно по памяти), произнес пространный монолог о месте Человека Творчества во Вселенной.
Состоялся и откровенный диалог между Кедровым и ведущим клуба Сергеем Нещеретовым: о том, не стесняет ли наследственный дворянский титул, официально присвоенный Кедрову в начале XXI века, его «творянскую» натуру (ведь его поэтический учитель Велимир Хлебников когда-то гордо констатировал: «Это шествуют творяне, заменивши «д» на «т»!»), и об отношении поэта к такому крайнему средству регулирования общественных противоречий, как смертная казнь (он заявил, что даже захлестнувшая мир черная волна террора не поколебала его исходную гуманистическую позицию). Сюрпризом вечера стал чувственный «египетский танец» в исполнении очаровательной преподавательницы Крымского университета культуры Алеси Момот-Петецкой.