Александр Тимофеевский рассказал о том, как мальчишкой встречал 9 мая 1945 года. Фото Андрея Тарасова
В «Булгаковском доме» прошла презентация антологии «Бронепоезд Победы: Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне (1941–1945–2015)». «НГ-EL» уже сообщал о выходе этого спецвыпуска поэтического альманаха-навигатора Союза российских писателей (СРП) «Паровозъ». Он печатался в Санкт-Петербурге и прибыл в столицу в канун Дня Победы. Cобрались не только знатоки и любители поэзии, главное – пришли поэты, писавшие о войне, в том числе те, чьи стихи вошли в антологию: Дмитрий Сухарев, Юрий Ряшенцев, Олег Хлебников, Виталий Пуханов, Борис Колымагин, Сергей Строкань, Максим Амелин... Прозаик, первый секретарь СРП Светлана Василенко прочла свое сложноустроенное стихотворение «Вольное поселение». Составитель и куратор проекта постоянный автор «НГ-EL» Сергей Дмитренко рассказал о том, что при отборе стихотворений в антологию он решил уподобить себя хорошему военкомату (есть и такие, заверил он). То есть стихотворения в антологию отбирал не по знакомству, не по литинститутскому первородству (хотя выпускников Литинститута в книге по естественным причинам немало) и даже не исходя из собственных эстетических предпочтений, а по принципу: художественно годен, эмоционально убедителен – становись в строй, то есть в книгу, скажи свое слово за правое дело.
Поэтому для составителя было особенно радостно, что фигуранты разных флангов литературной тусовки уже стали упрекать его за то, что под одной обложкой собрались коммунисты и антисоветчики, так называемые либералы и так называемые почвенники, авангардисты и соцреалисты — словом, все-все-все. Дмитренко заявил, что антология о великой войне должна представить сложную историю развития военной лирики – от стихотворений тех, кто пал на пути к Победе, до строк, родившихся много позже победного 1945-го, дать возможность каждому читателю найти в ней свое и попытаться понять другое...
При этом, хотя книга собрала без малого триста поэтов, составитель сразу попросил прощения у тех, кто туда по разным причинам не попал, и высказал надежду на то, что эта антология – не последняя: и в его жизни, и в российском книгоиздании. Из невошедших выступили режиссер и поэт Вадим Жук, Зоя Межирова-Дженкинс (она, правда, читала не свои, а стихи отца, Александра Межирова), Александр Тимофеевский, рассказавший о том, как мальчишкой встречал в Москве 9 мая 1945 года. «Это были часы абсолютного счастья, когда абсолютно все люди на улицах, на площадях были переполнены добром; казалось, зло навсегда исчезло. Таких часов нам сейчас очень не хватает».
Дмитрий Сухарев, разумеется, пел – в сопровождении гитары Андрея Крамаренко. А потом неожиданно прочел свое классическое стихотворение «Вспомните, ребята», которое раньше мы слышали тоже в виде песни.
С трогательной естественностью вечер вели Нина Дунаева и Андрей Коровин – их живые слова предварялись пантомимическими вводами артистов Евгения Беглова и Алёны Мамоновой (режиссура вечера Жени Декиной и Андрея Тарасова).
Железная дорога – пространство скорости и точности. Вечер длился более двух часов, но в нем не было ни одной пустой минуты. В завершение авторы и читатели «Паровоза»–«Бронепоезда...» спели песню на стихи Булата Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал».